Метод тестов в психологии

Основы психологии » Метод тестов в психологии

Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание метод и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека – путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности. Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Тестирование - это метод психологической диагностики при помощи тестов. Существуют три сферы тестирования: а) образование; б) профессиональная подготовка и отбор; в) психологическое консультирование.

Тест - (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

Тесты классифицируют по различным основаниям:

1.по цели применения (профессиональный отбор, клинический диагноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.),

2. по форме проведения (индивидуальные и групповые),

3. по содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей и т.д.),

4. по используемому материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты Оперирования с определенными предметами, например, тесты сложения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения),

5. по степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются).

6. по охвату психических свойств выделяют тесты личности и тесты интеллекта.

Тесты личности — это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида.

Тесты интеллекта — это диагностические методы, предназначенные для исследования и качественной оценки интеллектуального уровня развития.

Существуют и также тесты успешности (достижения), креативности и проективные.

Тесты достижения — выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты креативности - совокупность методик для изучениями оценки творческих способностей личности.

Тесты проективные — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию.

Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Случайно подобранный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностъю (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой они проверены. Тесты не могут рассматриваться как универсальный всеобъемлющий инструмент контроля.


Психические состояния
Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психические со ...

Понятие маркетингового мышления
В этом разделе мы рассмотрим принципиальный момент в деятельности Человека Бизнеса, определяющий в конечном счете его способности к выживанию в этом виде деятельности и то, как далеко он способен продвинуться по длинной дороге от Предпринимателя до Лидера. Значение развитого маркетингового мышления в бизнесе трудно переоценить. Имея раз ...

Результаты исследования. Результаты обследования раненых до реабилитации
Методика САН: Средние значения по всем шкалам методики САН находятся в пределах статистической нормы. Но нельзя говорить о благоприятном состоянии испытуемых, т.к. оценки, свидетельствующие о благоприятном состоянии, находятся в диапазоне от 5, 0 до 5,5 баллов[112]. Методика «Личностный опросник Бехтеревского института» (ЛОБИ) Наибол ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru