Метод тестов в психологии

Основы психологии » Метод тестов в психологии

Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание метод и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека – путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности. Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Тестирование - это метод психологической диагностики при помощи тестов. Существуют три сферы тестирования: а) образование; б) профессиональная подготовка и отбор; в) психологическое консультирование.

Тест - (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

Тесты классифицируют по различным основаниям:

1.по цели применения (профессиональный отбор, клинический диагноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.),

2. по форме проведения (индивидуальные и групповые),

3. по содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей и т.д.),

4. по используемому материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты Оперирования с определенными предметами, например, тесты сложения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения),

5. по степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются).

6. по охвату психических свойств выделяют тесты личности и тесты интеллекта.

Тесты личности — это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида.

Тесты интеллекта — это диагностические методы, предназначенные для исследования и качественной оценки интеллектуального уровня развития.

Существуют и также тесты успешности (достижения), креативности и проективные.

Тесты достижения — выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты креативности - совокупность методик для изучениями оценки творческих способностей личности.

Тесты проективные — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию.

Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Случайно подобранный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностъю (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой они проверены. Тесты не могут рассматриваться как универсальный всеобъемлющий инструмент контроля.


Типологический опросник MBTI. Типология Майерс-Бриггс
Существует немало попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивается от своей "ключевой посылки", лежащей в основе объяснения человеческих сходств и различий. Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерь ...

Выводы
Эмпирический опыт и анализ литературных источников дают основания сделать следующие выводы: 1. Данную методику можно применять к испытуемым начиная с 16 лет (юношеский период) и заканчивая периодом старости, то есть возрастных пределов применимости методики Кеттелла формы С практически нет. 2. Форма сможет применяться при опросе людей ...

Анализ результатов и их обсуждение.
В нашем исследовании участвовало 3 испытуемых. Таблица №3 Сведения об испытуемых. № Испытуемый Пол Возраст Образование 1 Тимур М 17 Среднее 2 Евгений М 19 Среднее 3 Рома М 18 Среднее Проведенная методика выявила следующие данные: Результаты испытуемых по методи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru