Основные проблемы современной юридической психологииСтраница 1
Юридическая психология – самостоятельная научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Это прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизма психологии людей, включенных в сферу отношений, регулируемой правом. Предмет - различные явления психики, инд-псих. особенности личности участников правоотношений, включенных в сферу правоприменительной деятельности, соц.-псих. закономерности этой д-ти, воздействующие на психику и поведение участвующих в ней людей. Объект – человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. Методы м. классифицировать по целям: 1)методы научного исследования
, кот. изучают психилогич. закономерности человеческих отношений, регулируемых нормой права, а также разработка научно-обоснованных рекомендаций для практиков; 2)методы психологического воздействия
на личность. Они используются должностными лицами в борьбе с преступностью. 3)методы СПЭ
. Цель – полное и объективное исследование, проводимое экспертом психологом по постановлению следственно - суд. органов. К ним относится: анализ уголовного дела, наблюдение, эксперимент, анкетный метод, беседа, инструментарный метод. Подавляющее большинство серьезных преступлений против личности (таких как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений) совершается при наличии сильных эмоциональных переживаний. Существует еще целый ряд эмоциональных состояний, которые способны дезорганизовать деятельность человека динамику и содержание. К ним относятся: аффект, психическая напряженность (стресс), фрустрация, а также растерянность, кот. отличаются по динамике протиания и глубине дезоргнизируещего влияния. Понятия
(соотношение А и сильное душевное волнение) имеют значительную зону перекрытия и в ее пределах можно говорить, что физиологический аффект суть сильное душевное волнение. Вместе с тем, как следует из этой схемы, не только физиологический аффект может быть признан сильным душевным волнением. При определенных обстоятельствах состояния психической напряженности и фрустрации могут квалифицироваться как сильное душевное волнение. Это бывает в тех случаях, когда имеет место аффектогенная ситуация, а выявленное состояние хотя и отличается по динамике и содержанию от физиологического аффекта, но тем не менее столь существенно дезорганизовало психическую деятельность человека, что вызвало поведение, противоречащее его базовым индивидуально-психологическим особенностям. Напротив, по-видимому, не всегда следует рассматривать аффект как основание для квалификации деяния, совершенным в состоянии сильного душевного волнения. Например, обвиняемый своим поведением вызвал агрессивные действия со стороны потерпевшего, которые, в свою очередь, привели к возникновению аффекта у обвиняемого. Правосознание – это сфера сознания, связанная с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей к праву и законности. Формы: 1) общественная– сфера общественного сознания, опережающая правозначимые явления общественного бытия и взмд-ет с правовой идеологией; 2) групповая
– возникает стихийно и зависит от узко групповых интересов, кот. м. противостять общественным интересам, м.б. асоц.; 3) индивид
. – более хаотично возникает и определяется правосознанием мал. групп, в кот. вкючается Л-ть и условиями ее бытов. формирования. Уровни развития: 1) элементарный
– выражается в согласовании конкретной правозащитной д-ти с имерическими представлениями о нормах правомерного поведения (ч-к избил другого, защищая своего р-ка); 2) высший– совокупность взглядов на правовую систему, осознание соц. значимости права. Выделяют 3 стороны: 1) познават
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Как отмечала Л. И. Божович в своих работах: "Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка". Учебная деятельность – деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.
После 2-3 неде ...
Словарь терминов
АНТИКУЛЬТУРА – уровень регресса общества
АНТРОПОЛОГИЯ – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека.
ДЕТСТВО — понятие культур антропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого явля ...
Формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач
Формы:
1. Понятие (отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «чело ...