ДеятельностьСтраница 2
Особенности учебной деятельности
Период |
Особенности учебной деятельности |
младший школьный возраст |
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Ребенка продолжают увлекать игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка. Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение» привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольности внимания. В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, «понарошку». |
подростковый возраст |
В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться качественно новой особенностью, а именно: он часто приобретает личностный характер. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает. Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-популярную, техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебных предметов и что его отсутствие приводит к неполноценному усвоению знаний и к неправильному формированию личности подростка. |
Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
Этапы и компоненты |
Педагогические действия |
ПНУиК |
1 |
2 |
3 |
Подготовительный этап |
1) формулирование педагогических целей 2) диагностика особенностей и уровня обученности учеников |
1.* Высокие научные профессиональные знания 2.* Психолого-педагогические и методические знания 3.* Практическое владение методиками учебно-воспитательных воздействий |
I. Конструктивная деятельность |
1) выбор содержания учебного материала будущих знаний 2) выбор методов обучения 3) проектирование своих действий и действий учеников | |
Этап осуществления педагогического процесса |
1) установление дисциплины, рабочей обстановки на занятиях 2) стимулирование деятельности учеников |
4.* Наблюдательность, понимание психического состояния людей, настроения коллектива в целом 5.* Быстрая ориентация в обстановке, гибкость поведения |
II. Организаторская деятельность |
3) организация своей деятельности по изложению учебного материала 4) организация своего поведения в реальных условиях 5) организация деятельности учеников 6) организация контроля результатов педагогических воздействий и корректировки |
6.* Доступно, логически последовательно, эмоционально объяснить материал 1*, 2*, 3* — способности 7. Культура речи, эрудиция 8. Экспрессивные способности 9.* Хорошее распределение внимания, смысловая память, гибкое творческое мышление 10. Выдержка, умение управлять собой, настроением 11. Умение управлять своим телом, голосом, мимикой, жестами 4*, 5* — способности 12. Организаторские способности 2*, 3*, 4*, 5*, 9* — способности 13. Умение получать обратную информацию о степени усвоения объясняемого материала |
III. Коммуникативная деятельность |
1) установление правильных взаимоотношений с учениками 2) осуществление воспитательной работы |
14. Наличие потребности общения 15. Педагогический такт 16. Педагогическая импровизация, умение применять разные средства психологического воздействия |
17. Демократический стиль общения и руководства 2*, 4*, 5* — способности | ||
Этап анализа результатов IV . Гностическая деятельность |
1) анализ результатов обучения, воспитания 2)выявление отклонений результатов от поставленных целей 3) анализ причин этих отклонений 4) проектирование мер по устранению этих причин 5) творческий поиск новых методов обучения, воспитания |
18. Критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей деятельности 19. Самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания 20. Творческий подход к педагогической деятельности |
Теоретический анализ проблемы жизненных перспектив в период взрослости. Понятие "жизненные перспективы личности"
Проблема "жизненной перспективы" стала предметом изучения в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности. Исследование этой проблемы дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связ ...
Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая
структура диспозиций личности
Узнадзе: связан с разработками теории поведения. Его теория объясняет психологический механизм целесообразного поведения – установка. Поведение – процесс с очень сложной динамикой Þ установка – образование динамическое. Проблемы регуляции обычно связаны с проблемами мотивации. Процесс мотивации – это процесс регуляции поведения. У ...
Что такое регрессивная адаптированность?
Наряду с различными формами адаптации существует явление дезаптации. Дезадатпацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деяте ...