Вербальные и невербальные средства общения
Страница 2

Психология » Коммуникативные средства общения » Вербальные и невербальные средства общения

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем, легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образ картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты»(жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, пе-ребирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы

— жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

—жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и про- хаживание и др. (человек оценивает информацию);

—жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

—жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.

— жесты самоконтроля — руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

— жесты ожидания — потирание ладоней; медленное влажных ладоней о ткань;

— жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

—жесты-расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

—жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

— жесты неискренности — жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника,«бегающий взгляд» и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

Страницы: 1 2 


Рекомендации военным психологам и офицерам по профилактике и выявлению лиц склонных к суициду
Внимательно относитесь к появлению у военнослужащих указанных признаков. Особенно, если они проявляются неоднократно. Систематический изучайте морально-психологический климат коллектива, индивидуальные особенности военнослужащих. Не считайте свое участие бесполезным, бессильным. Это не так. Каждый офицер, психолог способен оказать дей ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников. Констатирующий эксперимент
Обследование проводилось с 2003-2004 год. В обследовании принимали участие 2 классы учащихся школы – интерната № 6 г. Ленинска-Кузнецкого. Экспериментальную группу составляли 10 детей, 10 – контрольную. Экспериментальное обучение включало в себя развитие речевой системы в целом, ее фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматическ ...

Оптимизация деятельности учащихся в организации контроля над учебной деятельностью. Реализация контроля над учебно-педагогической деятельностью
Уже идёт шестой год с того момента как школы нашего государства перешли 12-ти балльную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Испытав на себе это реформирование, можем сказать, что переход с 5-ти балльной на 12-ти балльную систему был достаточно тяжел как для учащихся, так и для учителей. И те и другие продолжают до сих п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru