Функционально-ролевая совместимость партнёров, (социально-психологический
уровень)Страница 1
Функционально-ролевая совместимость – один из ведущих в современной психологии семьи подходов к семейной совместимости. Функционально-ролевая совместимость ориентирована на согласованность представлений членов семейного союза о своих ролях и функциях в семье.
Содержанием семейно-ролевой области супружеских отношений является сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Функции семьи исторически изменчивы, что сопровождается изменением роли мужчины и женщины в семье, всего уклада семьи. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, как партнёры могут обеспечить выполнение всех семейных функций. Неповторимость семейного уклада конкретной семьи определяется тем, какое место занимают, и какое значение имеют те или иные виды семейной деятельности и как распределяются обязанности супругов при осуществлении конкретных видов семейной деятельности.(36)
По данным последних исследований именно несоответствие согласованности ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества. Мы черпаем свои представления о ролевых обязанностях на основании того, что предстаёт перед нами в нашей семье и в других известных нам семьях, в повседневном обиходе и общении, игре «дочки-матери» и других, так называемых ролевых играх. Мы сначала прочувствуем эти роли, потом проигрываем их, затем осознаём и, наконец, реализуем наши представления о жене и муже, родителях и детях в собственной семье. Все эти представления глубоко индивидуальны и, поэтому, у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для неё самой ситуаций.(29)
Если воспользоваться понятием «роль» (под которым в наиболее общем смысле понимается то поведение, которое ожидается от человека другими в ходе выполнения им определённых функций на таком-то месте, при таких-то обстоятельствах), то в подобных случаях можно и нужно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте или, более широко, о конфликте представлений. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей роли, будет рассматриваться им как единственно правильное и желательное, а поведение другого партнёра, не отвечающее этим представлениям, - как неверное, неумное и злонамеренное.(16)
Реализация семейных функций требует согласия в представлениях о функциях мужа и жены в семье. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен отвечать, брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнёру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации досуга и т.п. проблема распределения семейной нагрузки между супругами – наиболее явный признак ролевого несоответствия.
Семейно-ролевые представления формируются под влиянием образцов родительской семьи, но испытывают влияние со стороны ближайшего значимого окружения, рода занятий, режима работы, личных склонностей человека. По наблюдениям психологов, наиболее часты ролевые конфликты в семьях работающих женщин, особенно при творческом и ненормированном характере их труда; также ролевые конфликты характерны в первый период рождения детей.(36)
С нашими ожиданиями и представлениями весьма тесно смыкаются наши потребности, которые мы хотели бы удовлетворить в браке. Но если представления резко не совпадают, то также во взаимной рассогласованности находятся и наши потребности: мы стремимся удовлетворять вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и, соответственно, ждём от него удовлетворения тех потребностей, которые партнёр удовлетворять не собирается.
Методы практических занятий.
1. Форма демонстрации или лабораторных занятий (метод группировки)
2. Решение задач
Цель: для осмысления учебного материала.
А) набор составленных заранее вопросов:
- прямые(каков синзитивный период речевого развития ?);
- косвенные.(какие цветы выглядят ярче в сумерках ?)
Б) задачи, требующие специального анализа соответствующей ...
Понятие и причины асоцильного поведения
В литературе часто встречается понятие «трудный» юноша или молодой человек. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой.
Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтам ...
Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной
психологии
В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психической деятельности, к структурам психической ...