Система работ по развитию связной речиСтраница 2
Развитие монологической речи проводится в двух направлениях:
1. развитие смыслового программирования текста;
2. овладение языковыми средствами оформления связного текста. При этом опережающее развитие отводится семантической (смысловой) стороне речи.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
· развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
· формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
· развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В работе над языковым оформлением текста Лалаева Р.И. ставит следующие задачи:
· развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
· формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;
· умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыка смыслового программирования текста Лалаева Р.И. предлагает следующие виды работ:
1. Сравнение двух схожих сюжетных картин, на одной из которых отсутствует ряд предметов;
2. Работа с сюжетными и предметными картинками, которая предполагает:
3. подбор к сюжетной картинке соответствующих предметных изображений;
4. определение лишней предметной картинки;
5. к каждому фрагменту на сюжетной картине подобрать соответствующую пару из предметных картинок;
Работа с серией сложных картинок, которая предполагает расположение правильной последовательности картинок, их замен, перестановок, дополнений.
Работа с текстом. Здесь проводится параллельная работа над содержанием и формой текста.
В зависимости от характера тексты различают на тексты – повествования, тексты – описания, тексты – рассуждения. А так как текст представляет собой определенное движение мысли, осуществляемой двумя путями: 1) через предикат; 2) через субъект, - то и связный текст имеет семантическую ценную структуру или семантическую параллельную структуру.
Система коррекционной логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности, поэтому, считает Лалаева, развитие связной речи проводится в следующей последовательности:
а) пересказ с опорой на серию сложных картинок;
б) пересказ по сложной картинке;
в) пересказ без опоры на картинку;
г) рассказ по серии сложных картинок;
д) рассказ по сложной картинке;
е) самостоятельный рассказ.
С методикой обучения детей связной речи Лалаевой Р.И. перекликается и методика, предложенная Воробьевой В.К., которая считает, что сформированы умения и навыки связной речи будут тогда, когда «научим правилам строения связного высказывания, опираясь на текст, рассказ».
Начинать работу над текстом нужно с формирования умения узнавать образцы связной речи. Задача такой работы – формирование у детей практических представлений о связном высказывании как о едином целом на основе умения узнавать существенные признаки текста в процессе ее восприятия. Поэтому главная роль отводится смысловой, логической стороне, а потом его языковому оформлению. [23, с.186]
Существует определенная последовательность работы над текстом, которая включает себя два этапа:
а) формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения;
б) формирование ориентировки в языковых средствах связного сообщения.
В.К. Воробьева предлагает начать работу со второго периода первого года обучения, когда у детей сформированы понятия грамматических категорий предмета, действия, признака предмета. На этапе формирования ориентировки в смысловой целостности рассказа нужно учить детей сравнивать и отличать нормированное связное сообщение от различных вариантов ненормированной речи. В языковом плане – сравнивать два нормативных образца связной речи, рассказывающих об одном и том же, но разными языковыми средствами.
Отличием Р (рассказа) от Р (нерассказ) осуществляется специальными упражнениями на сопоставление, например:
а) Р и набор слов из него;
б) Р и набор бессвязных предложений;
в) Р и отдельное предложение;
г) Р и его деформированный вариант;
д) Р и пропуск одной смысловой части;
е) Р и сообщение, в котором все наименования замены на местоимения (типичные ошибки детей).
В качестве примеров бессвязных образцов речи может послужить записанная на магнитофон речь детей при обследовании состояния связной речи.
Этноцентризм
С точки зрения социальной психологии можно определить три основные линии исследования психологии классов:
· психологические особенности разных конкретных классов (работников, селян, буржуазии и т.д.);
· характеристика классовой психологии разных классов одной эпохи;
· соотношение классовой психологии и психологии отдельных членов кла ...
Анализ и интерпретация результатов
· Фактор А: "замкнутость - общительность" 7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).
· Фактор В: "интеллект" 4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).
· Фактор С: "эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность& ...
Классификация психических состояний
В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.
1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопы ...