Методика исследования сенсомоторного уровня речи
Страница 1

Психология » Коррекционная работа с детьми с задержкой речи » Методика исследования сенсомоторного уровня речи

1.

Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

· Ба – па -па – ба –

· Са - за - за – са –

· Жа – ща - ща – жа –

· Са – ша - ша – са -

· ла – ра - ра – ла -

· ма – на –ма - на – ма - на –

· да - та – да - та – да – та –

· га – ка – га - ка – га – ка –

· за – са – за - са – за - са –

· жа – ша – жа - ша - жа – ша –

· са – ша – са - ша - са – ша –

· ца – са – ца - са – ца – са –

· ча – тя – ча - - тя – ча – тя –

· ра – ла – ра - ла – ра – ла –

В начале предъявляется первый член пары ( ба –па) затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом ( ба- па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно ( ба – па – ба – па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2.

Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

· Губы в улыбке;

· Губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;

· Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

· Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта., рот приоткрыт;

· Язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

· Щелканье языком;

· «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

· «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

· «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

· чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 –5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4 – 5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – за медленное и напряженное выполнение; 0,25 балла - выполнение с ошибками - длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов - не выполнение движения.

3.

Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

· Собака – маска – нос;

· Сено – василек – высь;

· Замок – коза;

· Зима – магазин;

· Цапля – овца – палец;

· Шуба – кошка – камыш;

· Жук – ножи;

· щука – вещи – лещ;

· чайка – очки – ночь;

· рыба – корова – топор;

· река – варенье – дверь;

· лампа – молоко – пол;

· лето – колесо – соль.

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков ( Б, П, Д, Т, Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи, представится в ходе дальнейшего обследования.

Страницы: 1 2


Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении. Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения
Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, используется социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. Очевидно, что от педагога ...

Типология характера (Э.Фром, К.Юнг)
Типы характера по Э.Фрому (врач-психиатр фрейдистской ориентации): 1. «Мазохист-садист ». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на челове ...

Анализ поведение лиц склонных к суициду
Анализ суицидальных действий военнослужащих показывает, что существует три типа роста самоубийств по месяцам – январь, июнь, сентябрь. В суточном часовом измерении обозначались два периода: утренний – с 6.00 до 9.00 и вечерний – с 18.00 до 22.00, то есть время, когда подчиненные представлены сами себе, остаются наедине со своими мыслям ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru