Анализ и оценка результатов социологического опроса
по городу МоскваСтраница 3
Наименьшее число суицидальных намерений и попыток самоубийств наблюдается, как видим, в областном центре, наибольшее — в деревнях и селах Московской области. И еще один факт, чем мельче населенный пункт и меньше численность проживающих в нем жителей, тем выше риск совершения самоубийства.
Наиболее распространенными причинами самоубийств в сельской местности являются: хроническая безработица на селе, постоянная ее угроза в малых и средних городах области, прогрессирующая бедность, углубление материального и социального неравенства, наиболее остро затронувшие провинциальную молодежь, блокирование возможностей достижения желаемых социальных позиций при отсутствии четких и всеми соблюдаемых правил игры в экономической и политической жизни общества вызвали общее разочарование, чувство незащищенности и тем самым способствовали распространению образцов самодеструктивного поведения.
Уровень жизни и материальное благосостояние - это еще один "структурный" фактор, часто обсуждаемый в связи с проблемой самоубийств. В целом по группе обследованных, как выяснилось, материально-экономический фактор не обладает большой дифференцирующей силой. Люди, живущие в материально обеспеченных и в депривированных семьях, примерно в одинаковой мере склонны к совершению суицидальных действий. Однако в обеих этих группах наблюдается более выраженная установка на суицид по сравнению с категорией среднеобеспеченных, где показатель суицидальной готовности значительно ниже (табл. 6).
Таблица 6 Суицидальные установки в различных возрастных группах молодежи в зависимости от уровня благосостояния, %
Возрастные группы |
Субъективная оценка материального положения | ||||
Очень хорошее |
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
Очень плохое | |
14–17 лет 18–29 лет Вся молодежь |
10,5 21,4 17,0 |
8,8 11,9 11,1 |
6,4 7,2 7,0 |
33,1 11,1 14,3 |
0,0 0,0 0,0 |
Значимой переменной, дифференцирующей установки на самоубийство, является возраст респондентов. Так, в группе подростков самая высокая суицидальная готовность наблюдается у выходцев из бедных семей. Неравенство в распределении доходов острее переживается в подростковом возрасте. Оно усиливает разрыв между целями и средствами их реализации, рождает чувство ущербности, неверие в возможность достижения жизненного успеха; все это повышает уровень социальной аномии. Эти данные еще раз подчеркивают роль депривационных факторов в активизации механизмов суицидального поведения. Для представителей старших возрастных групп молодежи характерна иная тенденция: интенсивность установок на самоубийство нарастает по мере повышения уровня жизни респондентов. В результате приемлемость суицида в материально благополучных семьях здесь намного выше, чем в депривированных. По данным опроса, посвященному молодежным суицидам, отмечается, что самоубийства чаще всего происходят в неполных семьях, а также в семьях, не имеющих детей. Известно, что от 90% до 100% суицидальных попыток, совершаемых в детском и подростковом возрасте, так или иначе связаны с семьей, семейным окружением и внутрисемейными конфликтами.
Таблица 7 Удельный вес респондентов, имеющих опыт суицида, в зависимости от их брачно-семейного статуса, %
Брачный статус |
Тип родительской семьи | ||
Женат/замужем |
Холост/не замужем |
Полная |
Неполная |
8,3 |
7,5 |
7,5 |
8,7 |
Исследование, проведенное в Московской области, показывает, что 75,0% опрошенных молодых людей, имеющих опыт совершения суицида, на момент покушения проживали в полных семьях и лишь 25,0% — с одним из родителей, чаще с матерью. Однако уровни суицидальности у респондентов этих групп примерно одинаковы (табл. 7). Следовательно, формальные характеристики родительской семьи не играют принципиальной роли в формировании суицидальных установок и не позволяют понять механизмы возникновения суицидальности в молодежной среде. Анализируя результаты опроса, обнаружены также более интенсивные установки на совершение суицида в семьях с неблагоприятным психологическим климатом (табл. 8).
Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности
Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами опред ...
Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности
межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Дошкольный возраст 3-7 лет.
Социальная ситуация развития. Ее создает отделение от взрослого, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно и ребенок находит способ действовать в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру ...
Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая ...