Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела,
роль воспитания и образования в психологическом становлении личности
особенности психологического развития ребенка: ПробСтраница 1
Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека — деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Поэтому поэт утверждал: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье — светоч сердец!» Оптимальные цены на частное обучение: частная группы продленного дня.
Подчеркивая трудность овладения знаниями, Абай говорил, что дело это еще не превратилось среди казахского народа в традицию, отсутствует стремление людей к знаниям, и виноваты в этом экономические, социальные условия.
Поэт не скрывает суровую правду о том, что отсутствие знаний, невежество делают человека неполноценным. Духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, — писал Абай, — это мерило человечности».
Поэт-просветитель призывает молодежь учиться не ради сиюминутных интересов, а ради служения светлому будущему своего народа, ради исполнения своего долга перед своей совестью.
Всем своим существом Абай протестует против религиозно-схоластического образования. По его мнению, такие «знания» требуют лишь бессознательного заучивания лишенных смысла текстов Корана и религиозных премудростей. Он с глубоким сожалением вспоминает годы, проведенные в медресе.
Видя невежественность мулл, их темноту, с одной стороны, и жадность к наживе, с другой, Абай откровенно бросал им в лицо обвинение и говорил: «Это лживые и коварные люди, хорошо сознающие всю шаткость своего положения и никогда не расстающиеся с четками и чалмой».
Исследователь творчества Абая А. Жиреншин пишет: «Мудрость Абая состоит в том, что он откровенно признавал, что религиозное учение ислама не может дать пищу для овладения знаниями, росту самосознания человека, развитию его умственных способностей, оно — преграда на пути прогресса».
«И мулла в чалме огромной Вкривь толкует нам закон. Жаден, слеп душою темной, — С беркутом не схож ли он?»
Беспочвенному религиозному обучению Абай противопоставил светскую науку, приобщающую человека к научным достижениям человечества, открывающую глаза темному люду, просветляющему его душу, науку, которую сам поэт называл «ключом к миру».
Абай говорил, что религия и наука — это небо и земля. Между людьми, овладевающими в какой-то степени новыми, прогрессивными знаниями, и людьми религиозного воспитания и образования поэт усматривал существенные различия. Разум и доброта, упорство, скромность и труд — вот пять добродетелей, которые он призывает избирать. Они никогда не подведут, не предадут. Он пишет:
Пускай ученым не стал,
Пусть выпал жребий иной,
Но в жажде знанья залог
Твоей дороги прямой.
Не говори: «Не смогу».
Стремись к познанью душой.
Только обладая необходимой суммой знаний, человек может познавать мир, отличать добро от зла, полезное от вредного, и лишь тогда от него можно ждать пользы, которая так необходима для прогресса казахского общества. Сам Абай был ярким примером человека, стремящегося к овладению высотами науки. Он прошел большой и нелегкий путь самообразования, в течение всей жизни изучал русскую и западную науку и культуру. Он воспитал в себе неукротимый дух познания, самостоятельность в своем стремлении к идеалам просвещенных культурных народов.
Верный сын своего народа и истинный поэт-просветитель Абай обращался к молодым людям со страстным призывом:
Поверь, о юноша, мне:
Бесценны знанье и ум.
Что чуждо их глубине
Забудь, как суетный шум .
Достигни цели вполне,
Чтобы найденное сберечь.
Таким образом, Абай ставит знания превыше всех благ — богатства, славы, почета. Но поэт не только учит молодежь уму-разуму, не только призывает к овладению науками, но и указывает определенные пути и способы их достижения.
Во-первых, пишет, поэт-мыслитель, в любом виде обучения наставник должен увлечь, заинтересовать обучающихся. Он считал, что обучение должно быть по меньшей мере увлекательным, а то и наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения — самый эффективный путь прочности знаний у детей.
По мнению Абая, очень важна и обратная связь. Многое зависит и от умения воспринимать: «Надо принимать умные слова сердцем, - пишет Абай, — всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду».
Во-вторых, чтобы не забыть усвоенного или прочитанного, следует повторять постоянно. Далее поэт предостерегает от перегрузки памяти учащихся: «Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять ценные свойства». Для осмысления и запоминания знаний не последнее место Абай отводит разнообразию методики обучения.
В-третьих, для Абая важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге пауки. Самые азы образования должны начинаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств. Основными из них поэт считает: стремление, увлеченность, интерес. «Стремление к истине, — пишет он, — и постижение ее рождаются высоким сознанием; сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих качеств, прежде всего, способствует непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников».
Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая
структура диспозиций личности
Узнадзе: связан с разработками теории поведения. Его теория объясняет психологический механизм целесообразного поведения – установка. Поведение – процесс с очень сложной динамикой Þ установка – образование динамическое. Проблемы регуляции обычно связаны с проблемами мотивации. Процесс мотивации – это процесс регуляции поведения. У ...
Динамика и особенности развития мотивационной сферы
Поскольку процесс формирования мотива (мотивации) связан с использованием личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива.
При этом, как подчеркивает Е.П. Ильин, новообразованием является не мотивация, а ...
Психология обыскиваемого
Необходимо обратить внимание на ряд индивидуально-психологических особенностей обыскиваемого лица. Именно от его особенностей зависит и выбор места запрятывания, и его поведение в ходе производства обыска. Так, на выбор места тайника влияют следующие особенности.
- Профессиональная принадлежность. Люди гуманитарных специальностей, как ...