Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих
срочной службыСтраница 1
Данные проведенного социологического опроса показали, что подавляющее большинство солдат испытывают трудности в адаптационный период, обусловленные следующими факторам: (см. таблицу № 2).
Таблица № 2.
Итоги социологического опроса па адаптации среди военнослужащих срочной службы в первые месяцы службы
№ п/п |
Содержание вопросов |
Результаты опроса в % |
1 |
Испытывают трудность в адаптационный период - резкая смена привычной социальной среды и маргинализация; - изменение социального статуса; - отдаление от семьи; - ослабление эмоциональных связей; - необходимость самостоятельного существования; - личная неустроенность и ухудшение бытовых условий - возрастание количества информации; |
75 |
2 |
Испытывают состояние выраженного психологического дискомфорта: - эмоциональная неудовлетворенность - дисгармония; внешняя зависимость - эгоцентризм; тревожность. |
42 |
3 |
Испытывают дефицит времени для подготовки к занятиям |
44,5 |
4 |
Имеют трудности в понимании излагаемого материала |
33,4 |
5 |
Испытывают состояние неуверенности в своих силах, желание «отмолчаться». |
30 |
Таблица № 3
Адаптация солдат в познавательной сфере связана также с мотивацией к службе. Данные опроса, познавательных мотивов
№ п/п |
Содержание вопросов |
Итоги опроса в % |
1 |
Преобладают познавательных мотивов |
29,2 |
2 |
Служат по требованию родителей |
4,6 |
3 |
Служат по необходимости |
84,7 |
4 |
Хотят оставить службу |
0,7 |
Анализ результатов опроса показал, что для большинства солдат характерно снижение работоспособности и повышение уровня тревожности.
В первом месяце наблюдается повышение эмоциональная возбудимость, сменяющаяся состоянием усталости в конце дня.
Трудности психологической адаптации у солдат-призывников возникают не только в процессе службы, но и межличностных отношениях.
45 человек указали на существующие у них бытовые проблемы.
На процесс социально-бытовой адаптации солдат влияют и материальные проблемы, а также явно наметившееся расслоение солдат по материальному признаку. Выявленные проблемы мы распределили на 4 группы в зависимости от того, к каким сферам жизнедеятельности солдат они относятся. Основными сферами проявления психологического дискомфорта у солдат-призывников являются:
1) социальная сфера;
2) сфера межличностных отношений;
3) личностная сфера;
4) деятельностная сфера.
Приведенная таблица (таблица № 4) демонстрирует распределение выделенных сфер проявления психологического дискомфорта у солдат и примеры проблемных ситуации, с которыми связан наибольшее количество отрицательных переживаний солдат.
Таблица № 4.
Сфера проявления проблемных ситуации солдат – призывников в исследуемой части
Сфера проявления |
Примеры проблемных ситуации |
Количество испытуемых (%) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
А |
Социальная |
Смена социальной среды |
74,5 |
Маргинальность |
21 | ||
Изменение социального статуса |
96,2 | ||
Отдаленность от семьи |
83,7 | ||
Финансовые проблемы |
46,2 | ||
В |
Межличностная |
Неприятие со стороны окружающих |
15,6 |
Отсутствие друга или подруги |
23,8 | ||
Конфликт со сверстниками или командирами |
22 | ||
Оскорбление (унижение со стороны окружающих) |
4,3 | ||
С |
Личностная |
Внешняя непрезентабельность |
16,4 |
Потеря смысла жизни |
11,9 | ||
Крах идеала |
3,7 | ||
Эмоциональная неудовлетворенность |
47,5 | ||
Эгоцентризм |
18,1 | ||
Повышенная тревожность |
44 | ||
D |
Деятельностная |
Отсутствие мотивации к учебе |
7,8 |
Неуверенность в своих силах |
30 | ||
Трудности в понимании излагаемого материала |
35 | ||
Дефицит времени для подготовки к занятиям |
44,8 | ||
Проблемы со здоровьем |
63 |
Понятие воображения. Функции и свойства воображения
Воображение
– это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только челов ...
Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций
Эмоции – это субъективные р-ции чел на воздействие внешн и внутр раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Существенной чертой Э является их субъективность. Э служат одним из главных механизмов внутр регуляции поведения и психич деят-ти, направл ...
Введение.
Проблемами росткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется ха ...