Психокоррекционный этап исследования
Страница 8

Упражнение «Круг субличностей» [100]

1. «Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Сле­дует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству!». Например: не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, любить и быть любимым, достигнуть успеха в работе, получить хорошее образование, и т.д.

2. Перечитайте. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чув­ствовали, когда читали список. Есть ли у вас суб­личность, которая говорит вам, что она тоже хо­тела бы иметь все это? Или субличность, осу­ждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несуществен­ными. А теперь составьте список ваших собствен­ных желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, мо­жно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные же­лания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, ко­торые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте пастелью или цветными мелка­ми символы, отражающие ваши желания. Отсут­ствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и рас­красьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисование, дайте каж­дой субличности свое индивидуальное имя. Неко­торые из них могут походить на клички: Авантю­рист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здо­ровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, напри­мер: Первобытный Любитель Лошадей И Гон­чих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мистер Бо­жество и т. д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

7. Теперь раскрасьте свое «Я»».

Упражнение «Психодрама субличностей» [101]

«Выберите из группы тех участников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей-актеров сесть вокруг вас.

По вашему сигналу они должны начать гово­рить с вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего «Я», обра­щая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) из­лишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой вашей сублич­ности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни».

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинают осознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлять своими внутрен­ними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

Упражнение «Разотождествление»[102]

«Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мы­сленно следя за своим дыханием. Затем повто­ряйте вслух или про себя:

· У меня есть тело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, уста­лым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».

· Мое тело — прекрасный инструмент для ощу­щений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое те­ло — это не «Я».

· У меня есть тело, но я — это не мое тело.

· У меня есть эмоции, но я — это не мои эмо­ции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оцени­вать свои эмоции и, более того, управлять, вла­деть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое «Я».

· У меня есть эмоции, но я — это не мои эмо­ции.

· У меня есть интеллект, но я — это не мой ин­теллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окру­жающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое «Я».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Психология умствуенно отсалых детей
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов [6; c. 17]. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие ...

Краткая биография
Кеттел Реймонд Бернард (20 марта 1905 – 2 февраля 1998) Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. - директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. директор лаборатории личности и группового ана ...

Первая помощь при остром стрессе
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации ( нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стре ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru