Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие:
· готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
· владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
· опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
· отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
· эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. [http://festival.1september.ru/articles/214521/]
Причинами плохой коммуникации могут быть:
· стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации; результат – отсутствие объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
· «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы зачастую не осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
· неприязненные отношения между людьми — если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
· неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое – диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния». [19]
Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой
сферы в подростковом возрасте. Экспериментальное изучение
особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков.
Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка было организовано в средней школе № 57 в 9г и 9е классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых – 13 – 15 лет. В исследовании участвовало 45 подростков. Из них 26 девочек и 19 мальчиков.
В данной группе подростков было проведено обсле ...
Авторитаризм, авторитарность, авторитарная личность, характеристика
авторитарного типа поведения в межличностных отношениях
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прир ...
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект
Понятия «Индивид», «Индивид-ть», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это чел как единичное природное сущ-во, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биол сущность чел. используют для обозначения чел как отдельного представите ...