Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детейСтраница 1
Во все времена общество ожидало от семьи выполнения своих непосредственных функций, основными из которых были и остаются – репродуктивная и воспитательная. Специалисты так и определяют семью, как «сложный социальный институт, содержащий свою многогранную систему отношений и представляющий особый мир взрослых и детей, где постоянно присутствует процесс воспитания». Действительно, воспитать личность, социально адаптированную к изменяющимся условиям современной жизни, возможно только в полноценной семье, так как именно отношения родителей между собой и с окружающим миром закладывают фундамент ее развития. Прежде всего, в ней задается модель меж половых взаимоотношений и проигрываются мужские и женские социальные роли. Изменение состава семьи, связанное со смертью одного из родителей, пред разводной ситуацией и разводом, служит признаком ее «дисфункциональности». Специалисты по семейному воспитанию все более единодушно приходят к мнению, что попытки единственного родителя неполной семьи совмещать обе родительские функции, заполнять собой «функциональные пустоты» семьи чаще всего не дают нужного результата, если нет систематической помощи со стороны родственников и общественности.
Неоднозначное отношение в общественном мнении к проблемам неполной семьи рождает различные оценки этого явления. Одни панические, предполагающие, что данная проблема приобретает вид всемирной «эпидемии» и не поддается «лечению», традиционные семейные отношения в современном обществе терпят крах, и семейные традиции требуют полного пересмотра. Другие неоправданно оптимистические, утверждающие, что даже в неполной семье можно воспитывать полноценную личность, так как в такой семье отсутствуют конфликтующие стороны [15; с.87].
В "Книге для родителей" А.С. Макаренко раскрывает своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. В "Лекциях о воспитании детей" он рассматривает проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитание культурных навыков в семье. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, т.к. воспитательные силы здоровой семьи велики, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые ее основы [27].
Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.
Как мы уже отметили, среди проблем неполной семьи особенно актуальной является проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполных семьях, прежде всего, связаны с воздействием негативных экономических факторов. По мнению И. Дементьевой, неполные семьи преимущественно материнские, в связи с этим дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране, так как идет вытеснение женщин с рабочих мест в сферу низко оплачиваемых учреждений [7]. Хотя, стоит отметить, что количество неполных семей во главе с отцом также растет.
Проблема периодизации психического развития
Возраст – категория в Y, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую зак ...
Стили педагогической деятельности. Подходы к
определению стилей педагогической деятельности
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога. Современная педагогическая практика, ориенти ...
Краткая характеристика психодиагностических методик
Методика 1 «Образная память»
Цель. Изучение кратковременной образной памяти.
Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он долже ...