Коммуникативная компетентность как социально-психологический феномен. Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»Страница 1
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то:
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. [16]
Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью»: большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это человек, от которого можно ожидать высокой компетентности. Таким образом, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение.
Коммуникация (от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь») — связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [15, 225].
Общение — это «процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия» [11, 276]; «психический контакт между людьми, возникающий при обмене информацией и приводящий к взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию» [15, 351]. Общение — частный и специфичный вид коммуникации.
В отечественной психологии традиционно в структуре общения выделяются три следующие стороны: коммуникация (передача информации), интеракция (взаимодействие) и перцепция (взаимовосприятие). Обязательными предпосылками общения являются наличие контакта между людьми, общность их языка и тезаурусов — запасов смысловой информации.
Общение — взаимный процесс: общающиеся стороны оказывают влияние друг на друга, передают друг другу информацию, обмениваются эмоциями. Возникающий при этом психический контакт может быть непосредственным («лицом к лицу»; например, при встрече) и опосредованным (теми или иными техническими средствами: с помощью писем, телефонного разговора).
В зависимости от количества общающихся людей различают три вида общения: межличностное — между двумя субъектами; личностно-групповое — между человеком и группой; межгрупповое. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.
При непосредственном общении между людьми устанавливается (в порядке увеличения) соответствующая дистанция: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся — близкие знакомые, друзья; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные (деловые) контакты; публичная возникает между докладчиком и аудиторией, между артистом и зрителями.
Средства общения делят на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).
Общение рассматривается как необходимое условие всякой совместной деятельности или ее сторона, а также как самостоятельный вид деятельности, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития.
Антуан де Сент-Эзюпери полагал единственной настоящей роскошью — роскошь человеческого общения. На данную тему рассуждали философы на протяжении веков, и остаётся она актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим — партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Краткая биография
Кеттел Реймонд Бернард (20 марта 1905 – 2 февраля 1998)
Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. - директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. директор лаборатории личности и группового ана ...
Особенности психологического консультирования, основные школы и методы
Консультирование
– процесс оказания психологической помощи. Консультативная психология исходит из представления о том, что спомощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых во ...
История развития учения о стрессе
Термин "стресс" был введен Гансом Селье
в 1929 году.
Стресс – это напряженное состояние человека в ответ на воздействие экстремальных факторов. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.
Виды стре ...