Акцентуация характераСтраница 4
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы проводить время со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют агрессивно. Настроение у них меняется с определенной периодичностью от приподнятого до подавленного, тоскливого. Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели.
3. Лабильный тип. Данный тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, что оставляет впечатление непредсказуемости. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми незначительными, например, кем-то невольно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Такие подростки способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь и приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей. Их поведение во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению могут восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальных нагрузках.
5. Сензитивный тип. Подросткам с сензитивным типом акцентуации характера свойственна повышенная чувствительность к происходящему: как к радостным, так и к огорчающим событиям. Сензитивные подростки не любят больших компаний, подвижных игр и шумных мероприятий. Они обычно застенчивы и робки в присутствии посторонних людей, а потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые, необщительные. Избирательны в контактах. Открытыми бывают только с теми, с кем хорошо знакомы; общению со сверстниками предпочитают общение с детьми младшего возраста или, наоборот, с взрослыми. Представители сензитивного типа отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям, ценят старших друзей и приятелей. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, остро проявляется «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ранним и ускоренным интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают «больше сильны на словах, чем на деле» и рассуждают лучше, чем действуют. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений – с поспешностью действий, безоглядно предпринимаемых как раз в тех ситуациях, когда требуются осторожность и осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенные черты этого типа – низкая коммуникабельность, замкнутость, неразвитая способность к эмпатии. Шизоидные подростки, как правило, сторонятся сверстников, предпочитают находиться в уединении или в окружении более взрослых людей. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие интереса к ним, не склонны к сопереживанию и пониманию душевного состояния партнера по общению. Их внутренний мир наполнен различными фантазиями и грезами, которые «трудно выразить словами», в нем обнаруживаются особенные увлечения и хобби. Во внешних проявлениях своих чувств такие подростки достаточно сдержаны, кажутся скрытными и неискренними, в силу чего в своей возрастной группе попадают в «зону отчуждения».
Синдром выгорания
Научный и практический интерес к синдрому выгорания часто обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление постоянно возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (ан ...
Суицидальная мотивация
Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы.
Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными обрушивающимися на личность событиями являются потеря бл ...
Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая ...