Синдром выгорания
Страница 1

Научный и практический интерес к синдрому выгорания часто обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление постоянно возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание» или «затухание горения». Впервые этот термин предложил учёный Фроуденбергер (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Сгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причём от качества коммуникации зависит результат деятельности. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий.

Синдром профессионального выгорания – это отрицательная реакция на рабочие стрессы, которая включает в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере усугубления последствия рабочих стрессов, истощаются физические и моральные силы человека, он становится менее энергичным, а также ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, более того ухудшаются качество и производительность труда.

Профессиональное сгорание представляет собой особый синдром, который развивается на фоне сильного хронического стресса и который ведёт к постепенному истощению личностных и эмоционально – энергетических ресурсов человека, работающего в определённой организации. Подобное сгорание может возникнуть вследствие внутреннего накапливания негативных эмоций без столь необходимого «освобождения» или «разрядки» от них. В 1981 г. известный учёный-психолог Э. Moppoy предложил особый эмоциональный образ, который отражал, как он думал, внутреннее состояние работника, который испытывает стресс профессионального сгорания. Он назвал этот образ «Запах горящей психологической проводки». По моему мнению очень ёмкое и красивое выражение, отражающее всю сущность синдрома психологического выгорания.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности. Кто из работников наиболее подвержен синдрому психологического сгорания, кто конкретно входит в группу риска? Для того, чтобы объективно ответить на этот вопрос, нужно выделить следующие закономерности:

1) Профессиональному сгоранию наиболее подвержены те сотрудники, которые по роду службы обязаны много общаться с различными людьми. Прежде всего, это медицинские и социальные работники, руководители, консультанты, менеджеры по продажам и другие. Причем особенно быстро выгорают те сотрудники, характер которых имеет ярко выраженную интровертивную направленность, индивидуально-психологические особенности которых не совсем согласуются с профессиональными требованиями профессий, требующих активной коммуникации. Такие люди не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, порой склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно такие люди могут аккумулировать эмоциональный дискомфорт без выбрасывания отрицательных эмоций во внешнюю среду.

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблема гендерных различий
Гендерные различия – это многоаспектное понятие, включающее физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин. Подходы к этой проблеме могут быть совершенно разными, и зависят от того, с позиций какой дисциплины, какими методами и с какой целью мы берёмся за исследование, какие критерии выделяем для анализа. Аспектами и ...

Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиций личности
Узнадзе: связан с разработками теории поведения. Его теория объясняет психологический механизм целесообразного поведения – установка. Поведение – процесс с очень сложной динамикой Þ установка – образование динамическое. Проблемы регуляции обычно связаны с проблемами мотивации. Процесс мотивации – это процесс регуляции поведения. У ...

Связь стиля педагогической деятельности с дезадаптацией школьников. Анализ влияния стиля педагогической деятельности на дездаптацию школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким понятием, как «психологическая готовность к школе». Специфика группы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru