Динамика и особенности развития мотивационной сферы
Страница 7

Психология » Исследование возрастных мотивационных особенностей » Динамика и особенности развития мотивационной сферы

Рассмотрим мотивацию учения в старшем школьном возрасте. Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

- потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;

- интерес к разным формам самообразования;

- четко выраженная направленность мотивов и целей;

- устойчивость интересов и мотивов;

- становление целеполагания, развитие способности принимать решения;

- появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения.

Негативные особенности мотивации старшеклассника:

- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;

- пресыщенность единообразием и рутинностью повседневной жизни школы;

- неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;

- отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;

- стремление, в определенной степени, к конформизму.

Обратимся к процессам целеполагания в старшем школьном возрасте.

Условия жизни старшеклассника требуют высокого уровня произвольности психических процессов, необходимых для сознательной саморегуляции своего поведения. Если у подростков далекие перспективные цели существовали только в воображаемом плане, то для старшеклассника они становятся близкой реальностью. К окончанию школы подросток строит систему целей на основе соподчинения мотивов, т.е. определяет последовательность достижения своих целей в зависимости от уровня их объективной и субъективной значимости. Старшеклассник нередко стремится самостоятельно ставить для себя все более трудные и сложные задачи.

Слабость процессов целеобразования в старшем школьном возрасте выражается в том, что при выборе целей ученик обнаруживает неумение сочетать главные цели с второстепенными, вследствие чего упускает из вида ряд целей, запускает одно, наверстывает другое, не умеет распределять внимание между несколькими целями. Старшеклассник не всегда готов соотнести свои потребности со своими способностями и возможностями - отсюда ошибки в выборе профессии.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Приложения
Приложение 1 Типы поведения по Р. Мертону Типы поведения Типы приспособления к обществу Особенности Первый тип конформность соответствие культурным целям и средствам; Второй тип инновация согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения (рэкет, шантаж, спекуляция, торговля нарко ...

Восприятие и познание людьми друг друга при общении
1. Эмпатия, рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при общении. 2. Обратная связь при общении. Открытость, искренность общения без масок. 3. Практические упражнения. Тема:ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИЯ Существуют две формы познания — эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутр ...

Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются: · разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения; · неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются); · разлад между ожиданиями и поступками людей; · недоразумения, лог ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru