Динамика и особенности развития мотивационной сферы
Страница 7

Психология » Исследование возрастных мотивационных особенностей » Динамика и особенности развития мотивационной сферы

Рассмотрим мотивацию учения в старшем школьном возрасте. Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

- потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;

- интерес к разным формам самообразования;

- четко выраженная направленность мотивов и целей;

- устойчивость интересов и мотивов;

- становление целеполагания, развитие способности принимать решения;

- появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения.

Негативные особенности мотивации старшеклассника:

- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;

- пресыщенность единообразием и рутинностью повседневной жизни школы;

- неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;

- отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;

- стремление, в определенной степени, к конформизму.

Обратимся к процессам целеполагания в старшем школьном возрасте.

Условия жизни старшеклассника требуют высокого уровня произвольности психических процессов, необходимых для сознательной саморегуляции своего поведения. Если у подростков далекие перспективные цели существовали только в воображаемом плане, то для старшеклассника они становятся близкой реальностью. К окончанию школы подросток строит систему целей на основе соподчинения мотивов, т.е. определяет последовательность достижения своих целей в зависимости от уровня их объективной и субъективной значимости. Старшеклассник нередко стремится самостоятельно ставить для себя все более трудные и сложные задачи.

Слабость процессов целеобразования в старшем школьном возрасте выражается в том, что при выборе целей ученик обнаруживает неумение сочетать главные цели с второстепенными, вследствие чего упускает из вида ряд целей, запускает одно, наверстывает другое, не умеет распределять внимание между несколькими целями. Старшеклассник не всегда готов соотнести свои потребности со своими способностями и возможностями - отсюда ошибки в выборе профессии.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Интимно-сексуальная совместимость партнёров
Известно, что гармония сексуальных отношений, взаимная любовь и прочная семья являются одной из основ физического и психического здоровья человека. Факты современной жизни убедительно свидетельствуют о том, что отсутствие у супругов знаний о физиологии и гигиене половой жизни приводит к нарушению брачных отношений и распаду семьи. Это, ...

Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемы
под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. факты поведения Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных ...

Ранний возраст (1-3 года)
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирован ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru