Пути решения семейных проблемСтраница 2
Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрый советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего.
Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения. Каждый должен иметь право на свою личную жизнь. [10,75]
Об этой же проблеме писали супруги Р.Т. и Д. Байярд. В их широко известно книге "Ваш беспокойный подросток" они последовательно и в деталях излагают целостную систему представлений, упражнений и рекомендаций, прошедших многократную практическую проверку и на деле продемонстрировавши высокую педагогическую эффективность. [2,15]
В книге фактически изложено руководство, помогающее преодолеть сложившиеся на практике воспитательные и педагогические стереотипы. Назовем их.
Прежде всего отождествление воспитания с манипулированием ребенком, его поведением. В соответствии с этим стереотипом воспитание - это коррекция поведения ребенка действиями родителей. Как правило, переживания ребенка и взрослого представляются при этом не заслуживающими какого-либо внимания. Однако на протяжении всей книги авторы вновь и вновь обращают внимание на чувства и переживания, потому что именно они являются тем компасом, который помогает достичь желаемой цели. Система Байярдов - это не тренинг поведения. Но именно эта книга служит компасом в появлении психологического контакта между родителями и их детьми. Один из основных рефренов книги: ребенок-свободная (и, следовательно, автономная) личность; воспитание-это прежде всего самовоспитание родителей.
Еще одним стереотипным представлением о семейном воспитании является твердое убеждение родителей в том, что сама эта сфера хорошо контролируется и осознается ими. Каждый из нас склонен думать, что хорошо понимает и себя, и своего ребенка. И опять авторы убедительно показывают ошибочность такого традиционного взгляда на сферу семейного воспитания: можно контролировать и достаточно хорошо осознавать действия и поступки, но подлинные переживания и побуждения не только детей, но и родителей практически не контролируются и осознаются, как правило, плохо и искаженно. Нужна каждый раз особая работа по их внимательному "выслушиванию" и правильному осознанию: воспитание предполагает умение слушать.
Третий стереотип психологии семейного воспитания, с которым успешно конфронтируют авторы, - стереотип "родительского самопожертвования". То, что на первый взгляд может показаться в книге (особенно в ее первых главах) чуть ли не апологией эгоизма родителей, в действительности является ни чем иным, как подлинной гуманистической установкой, только реализуемой по отношению к самим родителям: полноценное воспитание невозможно без подлинного равенства и защищенности общечеловеческих прав и интересов не только детей, но и родителей.
Четвертый стереотип - отрицательное, пренебрежительное отношение традиционного семейного воспитания к так называемой словесной педагогике как абсолютно неэффективной. В очевидном противоречии с данным представлением авторы уделяют особое внимание речи родителей, много работают с этой речью. В отличие от многих педагогов и психологов, авторы не относятся к речи родителей как к чему-то неизменному само собой разумеющемуся, изначально правильному и в этом смысле незначимому.
И наконец, пятый и самый главный, на наш взгляд, стереотип семейного воспитания, очень многое определяющий в поведении родителей: ребенок (и человек вообще) - сложная, но в принципе состоящая из более простых составных частей (качеств, способностей, стремлений) и, следовательно, вполне доступная для познания и целенаправленного воздействия психологическая конструкция[2,57].
Заключение
Подростковый возраст является очень важным периодом в жизни человека. В большинстве случаев он сложен и проблематичен, как для подростка, так и для родителей. В этот период происходит становление личности человека. В связи с этим возникает необходимость правильного семейного воспитания для формирования морально и психологически здоровой личности. В нашем исследовании были проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются подростки и их родители, а также пути их решения, выявлены и проанализированы стили семейных отношений и показана значимость правильного воспитания.
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Следующий крупный шаг и одновременно радикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второй половине XIX в. в научном мировоззрении. Прежде всего это успехи медицины, в частности психиатрической пра ...
Правильно питаемся
Основой успешного вынашивания ребенка считается правильное питание будущей мамы. Главные диетические требования к меню – полноценность и переносимость. Последнее связано с тем, что у многих беременных появляются своеобразные пищевые "странности". Большинство будущих мам начинают проявлять слабость к, мягко говоря, необычным га ...
Метод клинической беседы, (интервью)
Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и стру ...