Исследовательская часть
Цель нашего исследования, как уже указывалось во введении, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий.
Задачи нашего исследования таковы:
1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование.
2. Проанализировать и обобщить полученные сведения.
3. Сделать вывод относительно полученных результатов.
Исследование проводилось в 5 – 6 классах школ № 3 и № 5 г. Железногорска-Илимского и длилось пять дней. В нем приняло участие 90 человек: 41 учащихся школы № 3 и 47 школы № 5. Исследование проходило в два этапа: анкетирование и тестирование.
Этап 1.
В анкетировании принимали участие ученики 5 – 6 классов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов (см. приложение 1).
Результаты анкетирования в школе № 3:
1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 85,37% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 36,6% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 75,6% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56,09% - компьютер.
5. 92,7% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 36,5% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 7,3% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 82,9% - средний и 9,8% - высокий.
Результаты анкетирования в школе № 5:
1. 19,1% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».
2. 87,23% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.
3. 40,4% учащихся назвало наибольшее количество источников информации.
4. 53,2% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 38,2% - компьютер.
5. 87,2% учащихся считают обязательным наличие компьютера, но лишь 44,7% использовали бы его для учебы.
6. В данной школе занятия по курсу «Информационная культура» или «Библиография» не проводились.
7. 10,6% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 74,5% - средний и 14,9% - высокий.
Данные анкетирования обеих школ практически одинаковы. Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: дети не совсем точно понимают смысл понятия «Информационной культуры»; уровень опрашиваемых средний, но близок к низкому. Одна из причин этого отсутствие в школах курса «Информационная культура».
Этап 2.
В тестировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов, которым было предложено выполнить задания теста (см. приложение 2).
Результаты тестирования в школе № 3:
Более чем у половины учащихся низкий уровень информационной культуры – 53,7%.
Результаты тестирования в школе № 5:
Почти у половины учеников средний уровень информационной культуры – 48,94%.
По данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов довольно низок.
Таким образом, исследование, проведенное нами, подтверждает поставленную ранее гипотезу о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 классов низкий. Ниже представлено несколько рекомендаций (сценарии уроков) для учителей и работников библиотеки, которые, как мы думаем, помогут повысить уровень информационной культуры школьников данных школ.
Практическое применение концепции Келли (Реп-тест)
В какой мере теория личностных конструктов обладает эмпирическими доказательствами валидности своих основных концепций? Этому вопросу был посвящен литературный обзор, сделанный свыше 25 лет назад Бонариусом, который на основании оценки почти 100 опубликованных исследований, толчком для которых послужили идеи Келли, пришел к заключению, ...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного
поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен
агрессивности в психологии
В современной психологии проблема агрессивности личности является биполярным явлением. С одной стороны агрессивность, как качество личности является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. В "норме" она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым. Но ее чрезмерное и ...
Культура
Культура представляет собой положительный потенциал, уровень прогресса в развитии общества, что никак не противоречит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическому определению в качестве совокупности материальных и духовных ценностей.
Рис. 6. Культура в системе социальных категорий
Рис. 7. Структура соц ...