Условия формирование информационной культуры школьников
Страница 2

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Условия формирование информационной культуры школьников

Как показывает анализ многолетнего опыта работы педагогов факультета информационных технологий Кемеровской Государственной Академии культуры и искусств (КемГАКИ) с учащимися общеобразовательных учреждений в системе непрерывного образования, результаты профильного собеседования с абитуриентами и наблюдения за адаптацией первокурсников, общее состояние информационной культуры учащейся молодежи не может быть признано удовлетворительным. Как правило, выпускники средних общеобразовательных учреждений, оказываются беспомощными при решении типовых информационных задач: не знают состава библиотечных каталогов и картотек, не представляют их специфические особенности при поиске информации, не знакомы с алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения информационных запросов, не умеют грамотно оформить результаты поиска. Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не представляют, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и другой. Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры личности, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают проблеме формирования информационной культуры молодежи - той социальной группы, с которой общество связывает перспективы своего развития, свое будущее, - общегосударственное значение. Возникает весьма масштабная задача - подготовить потребителя информации, способного не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессиональной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования.

На основании теоретического осмысления феномена информационной культуры, изучения мирового и отечественного опыта формирования информационной культуры личности, в результате исследования состояния информационной культуры различных категорий потребителей информации Западной Сибири (школьники, студенты, аспиранты, учителя, инженерно-технические работники и др.) на факультете информационных технологий КемГАКИ была сформулирована концепция развития системы информационного образования за счет внедрения в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса "Основы информационной культуры" с предварительной разработкой соответствующего учебно-методического обеспечения, изданием учебной литературы и подготовкой педагогических кадров. [См. 9]

Эффективность использования разработанных учебных программ в практике работы образовательных учреждений зависит от выполнения следующих условий:

1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть введена специальная учебная дисциплина "Основы информационной культуры", призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов.

Страницы: 1 2 3


Исследование эффективности применения метода гештальт-терапии в реабилитации военнослужащих, получивших ранения в условиях 6-го ЦВКГ. Цель, гипотеза и задачи исследования
Гипотеза: применение метода гештальт-терапии (в условиях 6 ЦВКГ – Всеармейского реабилитационного центра) оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья на территории Чеченской республики. Цель исследования: исследование эффективности применения метода ...

Сценарии уроков по формированию информационной культуры. Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Урок является частью программы дополнительного образования "Основы информационной культуры" и предназначен для учащихся 5-го класса. Цель урока: развитие у детей навыка пользования карточным алфавитным каталогом и, на этой основе, развитие коммуникативных и креативных способностей юного читателя. Для достижения этой цели ст ...

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru