Анализ психолого-педагогической литературы. Этапы информатизации общества и развитие информационной культуры личности
Страница 2

Психология » Анализ психолого-педагогической литературы » Анализ психолого-педагогической литературы. Этапы информатизации общества и развитие информационной культуры личности

На базе языка в первобытном обществе постепенно формировался общий родовой информационный фонд, который составляли элементарные знания, традиции, навыки трудовой деятельности, социальный опыт. Это был своеобразный банк данных общества, содержащий полезные для трудовой деятельности сведения. Он выполнял очень важную функцию - поддержания равновесия с внешней средой, с природой, что было главным условием сохранения жизни общины, ее генофонда, биологического и экологического фондов.

Древняя информационная среда отличалась невысокой динамикой, скоростью распространения информации. Она была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию, не вооруженному вспомогательными средствами фиксации, хранения и трансляции информации вне личностной памяти - природных коммуникативных каналов человека. Но информация, которую надо было передать следующим поколениям, быстро накапливалась. И соразмерность массива накопленной информации среднему уровню человеческой памяти постепенно нарушалась, что привело к кризису. Одним из следствий кризиса стало выделение лиц, сосредотачивающих а себе, своей памяти большие массивы информации, нежели другие члены сообщества. Эти люди стали выполнять функции хранения знания - старейшины, жрецы, знахари, что отразилось и на их социальном положении. Так информационный кризис стал одним из тех факторов, которые привели к расслоению первобытного общества. Функциональное разделение общества выдвигает на первый план лиц, чьи интеллектуальные способности, объем памяти и физиологические особенности усвоения информации были выше. Поскольку владение информацией дает определенные преимущества, она перестает быть доступной всем членам сообщества и становится достоянием лишь избранных.

Первые опыты документальной фиксации знания связываются с «галечной культурой» - процессуальной передачей знаний при изготовлении нехарактерных для гео- и биосферы изделий. Это было обосновано отсутствием иных способов передачи знания. При изготовлении подобных предметов человечество приобрело опыт Письменность - это документальная форма общения. Она позволяет хранить информацию впрок в виде текста, который складывается из знаков. Знак, в свою очередь, рассматривается как материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или предоставления другого предмета, события, действия, субъективного образования. [31, C. 150]

Прародителем современной письменности ученые считают так называемое пиктографическое письмо. Оно представляет собой предмет или событие, передаваемое картинками. Чтобы смысл передаваемой информации был понятен всем членам сообщества, первобытные люди старались, чтобы рисунки были похожи на изображаемый предмет, то есть использовали принцип моделирования.

В коммуникативном процессе стали выделяться группы потребителей информации и лиц, поставляющих эту информацию. Жесткая фиксация информации, охраняющая от последующего искажения, характерная для письменных текстов, ознаменовалась появлением института авторства. Автор выступает как лицо, продуцирующее тексты, несущие отпечаток его личного взгляда на мир, отпечаток индивидуальности в форме и содержании информации.

Массовость распространения информации значительно усилилась благодаря развитию многочисленных связей – распространению грамотности, развитию системы образования населения, культурной экспансии в результате военных походов. Но и концентрация информации приобрела законченную форму. Стали появляться специальные учреждения - архивы, музеи, библиотеки. К концу 2 в. до нашей эры знание греческого языка и литературы стало обязательным для представителей высших слоев античного общества, как и наличие личной библиотеки.

Таким образом, средневековая культура характеризуется сокращением объема передаваемой информации, унификацией ее содержания, отсутствием возможностей творческого самовыражения, свободы личности. А углубление локализации, раздробленности общества, уменьшение взаимодействия между отдельными территориями, народами, населенными пунктами сократило информационные каналы, их пропускную способность.

Страницы: 1 2 3 4


Изменение в конструктной системе
Конструктная система позволяет человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этой связи Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имее ...

Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно - конвойной службы
Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно - конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой. Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотру ...

Беседа с элементами тренинга
Цель: Раскрыть секреты внимания и памяти. Показать роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности. Задачи: 1. Рассказать о видах и свойствах памяти, приемах запоминания, эффективных в учебной деятельности. 2. Познакомить с непроизвольным и произвольным вниманием и простейшими приемами концентрации ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru