Анализ результатов исследования
Страница 1

Изучение влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка осуществлялось нами по следующим параметрам:

1. Изучалась оперативная оценка самочувствия, активности, настроения детей из полной семьи и семей, переживших развод.

2. Анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из экспериментальной и контрольной группы.

3. Исследовались особенности самоотношения участвующих в исследовании детей.

4. Изучались особенности восприятия детьми семьи и семейных отношений.

Изучение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения осуществлялось нами с помощью методики САН. Результаты, полученные в исследовании, приведены в таблице 1 Приложения 2, а их процентное соотношение показано на рисунках 1 и 2.

Анализ полученных данных показывает, что у детей из семей, переживших развод, оценки по фактору самочувствия чуть ниже нормы, это может свидетельствовать о том, что самочувствие в целом удовлетворительно, но при этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах. Настроение у детей из неполных семей также понижено.

Рисунок 1. Результаты изучения самочувствия, активности, настроения детей из полных семей

Рисунок 2. Результаты изучения самочувствия, активности, настроения детей из семей, переживших развод

У детей из полных семей результаты по фактору активности находятся у большинства в пределах нормы. Это говорит о том, что дети из полных семей чувствуют себя комфортно. А результаты по факторам «самочувствия» и особенно «настроения» немного превышают норму, что может свидетельствовать о присутствии возбужденности в настроении и учебной деятельности.

Таким образом, сравнив результаты по методике САН, можно говорить о том, что у детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из семей, переживших развод. Это свидетельствует о том, что дети из полных семей эмоционально более адаптированы, нежели дети из семей, которые недавно пережили развод.

Далее нами анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из полных семей и семей, недавно переживших развод. Для изучения названных параметров использовалась методика Спилбергера.

Спилбергер под тревожностью понимал особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуативной (реактивной). Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.д.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Реактивная (ситуационная) тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола и т.д.

Страницы: 1 2 3


Способы коррекции детской тревожности
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [1, с.166]. В настоящее время термин "психологическая коррекция" достаточно широко и а ...

На языке любви
Во время беременности чувствовать свою мать дитя начинает очень рано. Изменения вашего настроения или эмоций отражаются на гормональном фоне, что в свою очередь влияет на состояние ребенка. Малыш сигнализирует о каком-то дискомфорте, и, кстати, эти сигналы могут быть одной из причин пресловутого токсикоза. Вероятно, младенец хочет, есть ...

Конфликты. Понятие и сущность конфликтов
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru