ВведениеСтраница 1
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.
Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.
В работе «Положение детей в России» отмечается, что в результате развода не только без одного из родителей остается большое количество детей, передаются в дом ребенка, под опеку и усыновление, но и фиксируется немалое количество асоциальных нарушений: дети убегают из дома, совершают различные преступления. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь самоубийством.
Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов. В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. Данная тематика освещается лишь в психотерапии, в качестве отдельных случаев, чаще в русле невротических расстройств личности. Хотя большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. В этой связи целью наше исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
Предмет исследования: особенности личности ребенка, пережившего ситуацию развода.
Гипотеза исследования: развод, как кризисной ситуации в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.
2. Проанализировать понятие семьи, описать ее основные характеристики. Изучить особенности семейных кризисных ситуаций, описать их феноменология.
4. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.
Источники, движущие силы и закономерности психического развития
Выготский: психическое развитие относится к непреформирующему способу развития, т.е. не определен ни результат, ни стадии. Преформирующий – с самого начала определен и задан конечный результат и стадии. Псих. развитие – особый процесс внутри непроформ. типа, т.к. существует детерминанта, к-я задаёт конечный результат и стадии. Это урове ...
Методика исследования навыков языкового анализа
Исследование навыков языкового анализа
1.
Сколько слов в предложении?
· День был теплый.
· Около дома росла высокая береза.
2.
Сколько слогов в слове?
· Дом
· Карандаш
3.
Определи место звуков в слове:
· Первый звук в слове крыша;
· Третий звук в слове школа;
· Последний звук в слове стакан.
4.
Сколько звуков в слове?
...
Проблема методов исследования профессионально-важных
качеств сотрудников МВД. Методы
психологического исследования и их классификация
С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их м ...