Критерии оценки кандидатов в управленческие командыСтраница 2
Нормы в группе связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения, каких - либо социально значимых явлений. От того, какие ценности ставит перед собой каждый член команды, зависит не только их совместная жизнедеятельность, но и эффективность команды. Можно выделить несколько типов ценностей. Первая группа - материальная ценность. Их значимость обусловлена тем, что могут скомпенсировать недостаток внимания членов семьи, проживания в "экстремальной" обстановке и т.д. Вторая группа - ценность труда. Она выражается в то что, члены команды выполняют работу в соответствии с их профессией, родом занятием, призванием, способностями, профессиональной подготовкой. Третья группа - ценность взаимоподдержки, взаимовыручки членов. Четвертая группа - ценность в социальном общении - равноправном эмоциональном контакте с другими людьми, обмене духовными ценностями сопереживании. В зависимости от того, какие ценности и нормы членов команды совпадают, зависит не только их совместная жизнедеятельность, но и эффективность деятельности[45].
4. Психологическая совместимость с командой.
Это один из самых принципиальных показателей.
Совместимость можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании, и вызывающие чувства удовлетворения. Обеспечение совместимости связано с повышенными требованиями к членам бригады и зависит от личностных характеристик самих людей. К ним относятся способность личности к адаптации, т.е. способность устанавливать гармонические отношения с окружающей средой, от ее эмоций, интеллекта, темперамента, характера, интересов и т.д.
На физиологическом уровне выделяют возрастные особенности индивидов, особенности метаболических процессов и темпо - ритмической организации индивидов. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии темпераментов индивидов. Психологический уровень предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. Социально - психологический уровень предполагает согласование социальных ролей, интересов, эмоциональных переживаний и взаимоотношений, ценностных ориентации. Социальный уровень предполагает эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, социальных установок, потребностей, в которых отражаются все взаимодействия членов группы[23].
Также в понятие "психофизиологическая совместимость" включается взаимная "созвучность", положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов, потребностей, сходство динамической направленности и психофизиологических реакций (при операторской деятельности) и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений. То же самое характерно и для сплоченной группы. Раскроем смысл некоторых приведенных характеристик.
"Созвучность" - взаимопонимание между членами группы, когда каждый из них достаточно хорошо знает личностные качества своих партнеров. Обеспечивает надежность межличностных отношений.
Под положительным характером эмоциональных установок подразумевается взаимная симпатия, потребность в общении, взаимодействии друг с другом, что обеспечивает хорошее самочувствие.
Взаимовнушаемость - есть частный случай (эффект) подражания, когда происходит сближение мнений, оценочных суждений, возникает взаимное уподобление членов группы в характере поведения и в поступках.
Для сплоченности группы только психофизиологической совместимости недостаточно, утверждаем мы вслед за К.К. Платоновым и Н.Н. Обозовым, необходимо и духовное сближение между людьми [5 9].
В.Б. Ольшанский пишет, что наиболее общим признаком, включаемым в понятие "совместимость" считается взаимное соответствие свойств участников группы. Но каких именно свойств? В словаре В.И. Даля, например, их насчитывается несколько тысяч .[59]
Совместимыми можно считать тех людей, которые, в известном смысле, ситуативно неделимы и автономны (в смысле внутреннего единства и самоуправления). Но наиболее существенным признаком сходства явлений целостности и совместимости можно считать наличие внутреннего единства субъектов общения. Так же в группе важна роль эмпатического отреагирования как феномена, связывающего систему в единое целое[25].
Уровень благополучия взаимоотношений, или психологический климат в группе, во многом зависит от психологической совместимости ее членов. Психологическая совместимость - это такое сочетание личностных качеств у членов группы, которые способствуют успеху групповой деятельности и приносят личное удовлетворение каждому из них. Взаимоприемлемость деловых и личных качеств друг друга для членов группы является основой групповой совместимости и ее дальнейшего сплочения. Высокая степень согласия по основным идейным нормам, совпадение взглядов и убеждений необходимы для достижения психологической совместимости. Порой причиной взаимных антипатий могут стать отдельные черты характера членов группы. Высокомерие, зазнайство, сварливость, склочность в группах любого типа действуют разобщающее[21].
Понятие воли. Структура волевого действия
Воля
– психический процесс, характеризующийся способностью субъекта ставить цель, видеть и выбирать способы ее достижения, идти к намеченному, преодолевая внешние или внутренние препятствия.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля к ...
Проведение методик для выявления влияния стиля педагогического общения на
проявление дезадаптации школьников. Определение стиля
педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информац ...
Этапы психологического исследования
Как уже упоминалось, психологическое исследование предполагает:
1) формулировку проблемы;
2) выдвижение гипотезы;
3) осуществление проверки гипотезы;
4) интерпретацию результатов проверки.
Как правило, о методах психологии говорят прежде всего в связи с третьим этапом — проверкой гипотезы; он предполагает организацию особого взаимо ...