Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения
Страница 6

Основы психологии » Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения

Исследователи выявили ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.

Например, успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Что касается приписывания ответственности за поведение, то общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и объектной к личностной атрибуции. Важную роль при восприятии человека играет та установка, те сведения, которые имеются у воспринимаемого относительно того, кого воспринимают. (эксперименты Бодалева, когда показывают двум группам одну и ту же фотографию, в одном случае говоря, что на фото – преступник, а в другом – что великий ученый).

Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления.

Что касается первого впечатления, то в литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления. Каждая схема запускается определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него показателю). Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше надо для запуска этой схемы.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди тоже склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Третья схема восприятия партнера запускается его отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.

Исследования выделили различные эффекты при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких эффекта: «эффект ореола» («галоэффект»), «эффект новизны и первичности» и «эффект (явление) стереотипизации».

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке категоризируется определенным образом, а именно – накладывается тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется при восприятии незнакомого человека в том, что более ранняя информация, полученная о нем, преобладает при его последующем восприятии. Эффект новизны проявляется при восприятии знакомого человека в том, что наиболее значимой при его восприятии будет более новая информация о нем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Потенциалы возрастного развития в зрелости
Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спос-ть устанавливать зрелые и межличностные отношс др; 4)спос-ть к творчеству; 5)с/актуализация. В лич ...

Совместимость партнёров. Понятие совместимости и аспекты её проявления на различных уровнях. Понятие совместимости в психологической литературе, виды совместимости
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Исторически сложилось так, что большое количество психологических работ, посвященных этому феномену, было выполнено на материале изучения разнообразных малых групп. Правда, количество исследований в течение ...

Проблемы экономической психологии
Экономич. y - новая отрасль y, изучает yявления, связанные с производственными отношениями людей. Это y экономич. повед-я. С момента взмд-я людей ч/з обмен начинается собственно экономика, как сфера воздействия м/д людьми. С появлением такого взмд-я появляется множ-во понятий. Обмен становиться институализированным, совокупность обмени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru