Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастовСтраница 2
В 35-40 лет взрослый человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты с ходом и результатом их осуществления. Жизнь, как правило, более сурова, вносит свои коррективы в задуманные еще в молодые годы планы. В этот период взрослый человек задумывается над тем, что он сделал, чего достиг, как ему жить дальше – это так называемый кризис середины жизни. Разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период зрелости и старости.
Кризис зрелого возраст несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. Каким буде переживание этого кризиса будет зависеть от конкретных условий и самого человека.
Старость – заключительный период жизни человека, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни. Старение – переход в систему новых социальных ролей, в новую систему групповых и межличностных отношений. Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими, как интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Поэтому старость – возраст развития.
Изменения в старости происходят на всех уровнях: биологическом, социальном (выход на пенсию), психологическом (осознание изменений и адаптация к ним). Различают гетерохронность старения на межличностном и внутриличностном уровнях, межличностный проявляется в том, что люди развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического старения. Социальная ситуация развития в старости парадоксальна: человек выходит на пенсию, и общество выбрасывает старика. Возрастные границы старости определить достаточно сложно, т.к. существуют огромные индивидуальные характеристики старения. В среднем выделяют пожилой возраст (с 61 до 74 лет у мужчин и с 55 до 74 лет у женщин), старость (с 75 до 90 лет у мужчин и женщин) и долгожителей (после 90 лет). Старик делает выбор о том, как он будет стареть между двумя альтернативами: дальше жить как личность, сохраняя круг специальных связей, найдя социально значимую деятельность, или как индивид, т.е. максимально долго жить как биологический вид. Этот выбор приходиться делать потому, что выход на пенсию уравнивает людей в социальных ролях.
Ведущая деятельность в старости зависит именно от этого выбора: либо это будет выживание, обособление, угасание, либо – сохранение личности.
При выборе стратегии старения как индивида происходит ряд изменений в личности старика: снижение интересов, эгоцентризм, снижение эмоционального контроля, заострение некоторых личностных черт, стирание гендорного профиля. Замкнутость интересов на себе, невозможность делать что-то для других вызывает чувство вины, злобу.
Выбирая стратегию старения как личности, у старика ведущей деятельностью становится структуризация (членение опыта) и передача опыта, которая связана с осмыслением своего жизненного пути. Творчество увеличивает продолжительность жизни и ее качество. Оно отвлекает от мыслей о смерти, помогает сохранению личностных связей. Сначала человек внутренне признает себя стариком, а потом наступает дряхление. Э Эриксон говорил, сто старость характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу о других и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, только в нем постепенно созревает плод всех 7 стадий: цельность личности
Лечение — после родов
К сожалению, до момента родов невозможно с уверенностью сказать, будет ли у ребенка гемолитическая болезнь, и если да, то какой степени тяжести. Заболевание может возникнуть еще в утробе, в процессе родов или позже. Но в любом случае неонатолога обязательно предупредят о возможных осложнениях. Уже через час после родов этот специалист б ...
Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем в социальной психологии. В форме лидерства и руководства в группе может осуществляться социальная власть. Разведем понятия «лидер» и руководитель».
1. Руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возник ...
Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая ...