Язык и речь. Виды и функции речи
Язык - система знаков, служащая средством человеч общения, мыслит деят-ти, сп-бом выражения самосознания Л., передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – это общественно-историческое явление. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии. Речь — сложившаяся исторически в пр-се материал преобразующей деят-ти людей ф-ма общения, опосредованная языком. Речь – это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. Язык – это средство общения людей в форме слов.
Рубиншт гов о ед-ве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание кажд обогащается рез-тами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием кажд. Включаясь в пр-с реал практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.
Речь - это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Значен слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деят-ти, оно включ в пр-с общения между людьми. Значение слова - это познават отношение человеч сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.
Речь – процесс общения людей посредством языка. Язык – система условных символов, с помощью кот передается сочетание звуков, имеющих для людей опред значение и смысл. Я вырабатывается общ-вом – это продукт общественно-истор развития. Каждый Я имеет свой лексический состав (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение Я – закрепление за каждым словом опред значения (любое значение – это всегда обобщение предметов). Р – процесс словесного общения, в отличие от Я. Может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в Р вводится в опред контекст. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоц отношен к тому, что мы говорим (эмоц-выразительная сторона Р). Р имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив). Виды Р: 1)внешн, внутр, эгоцентричная. Внешн – связана с процессом общения, обмена инф-цией. Внутр – связана с обеспечением процесса мышления. Эгоцентричная – возникает в 3 года, Р к самому себе, ребенок действует с предметами, но сознание слабовато, поэтому эта Р является планирующей. Затем эта Р превращается во внутр Р путем интериоризации (при возникновении трудностей она снова экстериоризируется). Внешн включает устную (диалогическая, монологическая), письменную Р. Диалогическая – разговор, в кот участвует не менее двух собеседников. Монологическая – Р одного чел. Письменная – Р посредством письменных знаков. Ф-ции речи: 1. индикативная (слово как указание на предмет); 2.номинативная, обозначающая; 3. познавательная; 4. коммуникативная (средство выражения и средство общения); 5. эмоциональная; 6. выразительная (речь как средство выражения включ-ся в совокуп-ть выразит движ-й, выраж-ся в интонации, паузах). 7. Сигнификативная (слово как обощение, как средство мышления). 2 осн ф-ции речи - коммуникатив и обозначающая, благодаря кот речь явл средством общения и ф-мой сущ-ния мысли, сознания, формир-ся одна через др и ф-ционир одна в др.
Сущность понятий: толерантности к неопределенности,
авторитаризма, авторитарной личности, авторитарности и характеристики
авторитарного типа поведения в межличностных отношениях. Понятие толерантнос
В современной российской реальности человек постоянно сталкивается с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и ф ...
Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, об ...
Практическое применение концепции Келли (Реп-тест)
В какой мере теория личностных конструктов обладает эмпирическими доказательствами валидности своих основных концепций? Этому вопросу был посвящен литературный обзор, сделанный свыше 25 лет назад Бонариусом, который на основании оценки почти 100 опубликованных исследований, толчком для которых послужили идеи Келли, пришел к заключению, ...