Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоцийСтраница 3
В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств составляет направленность личности.
«+» Э вызываются «+» воздействиями, кот побуждают субъекта к их достижению; «-» Э стимулирует активность на избегание вредных воздействий. Физиол механизмы Э: Э – рез сложного взаимодействия всех систем мозга: ретикулярной формации, подкорковых центров и коры г/м. Основным подкорковым образованием, ответственным за возникновение Э является гипоталамус, в кот были открыты центры удовольствия и неудовольствия. Две основные формы нарушения Э – депрессия, эйфория. Первый чел, изучивший Э – Вундт. Схема возникновения Э: обычное спокойное состояние – биол/соц значимые обстоятельства – Э (есть у чел и жив-х, у чел есть еще и чувства). Чувства – это сложная форма отражения, св-венная только чел, кот включает не только эмоц, но и понятийное отражение. Чувства вырабатываются в условиях жизни чел в общ-ве. Э очень многообразны и оцениваются по следующим параметрам: 1) модальность (кач-во); 2) интенсивность (различия по силе); 3) продолжительность; 4) осознанность; 5) сложность; 6) амбивалентность (противоположность).
Ф-ции Э: 1. Сигнальная (когда отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благопр/неблагопр для него развития событий. Субъект опираясь на свои Э совершает необходимые действия); 2. Оценочная – Э позволяет чел оценить воздействющий объект и выбрать опред способ поведения; 3. Регулятивная – Э реализуют связь с мотивом и выбором действий и способов поведения; 4. Коммуникативная – способствует общению. Проявления Э: 1) Внутр субъективные переживания; 2) Внешн: мимика, пантомимика (жесты), дейсвия – поведение и движение, биохимические изменения (адреналин), речь, вегетативные проявления. Теории Э: 1. Дарвин: эволюционная теория Э; 2. Фрэйд – сознательное, бессознательное; 3. Павлов: мышечная теория (м/ду Э и мышцами существует прямая связь); 4. Анохин: связь Э с памятью (хорошие Э, возникающие на достижении цели запоминаются, и возникает стремление к повторению); 5. Теория Джемса, Ланге: внутр переживание возникает как следствиен внешн проявления; 6. Симонов: инф-ционная теория (степень эмоц напряжения определяется потреб-тью с одной стороны и дефицитом инф-ции, необходимой для ее удовлетворения с др.). Классиф-ция Э:
1.Эмоц тон ощущений – это самая первая Э слитая с ощущением, возникающая в процессе ощущения.
2.Ситуативные Э – кратковременны, не очень сильные, проявления достаточно слабы.
3.Аффекты – очень сильные Э, кратковременные, могут быть и «+»и «-». Чел теряет контроль над собой, вследствие аффекта.
4.Страсти – очень сильные, длительные Э, подчиняют себе деят-ть и поведение людей, направлены на достижение какой-либо цели или предмета страсти.
5.Настроение – это самое длительное эмоц состояние, окрашивающее все поведение чел, небольшой силы.
Причины, вызывающие то или иное настроение:
А) внутренние – физич самочувствие; различные процессы в организме; доминирование полушария.
Б) внешние – успех – неуспех; похвала – порицание; приятное – неприятное известие.
6.Виды высших чувств (моральные – по отношению к людям, общ-ву; праксические – к труду; интеллект-ные – возникают в процессе умственной деят-ти: удивление, сомнение, восторг; эстетические).
7.Стрессы – развиваются в ситуациях длительного напряжения, высокой ответственности, когда чел не может справиться с какой-то ситуацией. Стресс дезорганизует деят-ть чел, нарушает нормальный ход её. Во внутр органах могут произойти необратимые органические изменения.
Стресс изучал Ганс Селье. Причины возникновения стресса: Слабые воздействия не приводят к стрессу. Стресс возникает тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности чел. Стадии стресса: 1. Подготовительная – подготовка чел к физич активности, к борьбе; 2. Стабилизация – все параметры выведенны из равновесия на 1-ой стадии. Закрепляются на новом уровне, если стресс задерживается, наступает 3-яя стадия; 3. Истощение или дистресс – развиваются либо соматические, либо нервные ухудшения.
Механизмы возникновения стресса: 1) Стрессор – 2) Выделение в кровь гормонов – 3) Изменение работы внутр органов и систем организма – 4) Подготовка организма к борьбе, мобилизация (1-ая стадия стресса) – 5) Перераспределение резервов организма – 6) Истощение (2-ая и 3-яя стадии стресса).
Косвенное подкрепление
Из предыдущего обсуждения очевидно, что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиям других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьни ...
Воля и волевые процессы
Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланирован-ности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии ...
Роль типологических опросников в профконсультировании. Сущность,
цели и задачи «профконсультарования»
В соответствии с Конвенцией о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (от 04.06.1975г.) любой молодой человек имеет право на получение профориентационных услуг.
Профессиональная ориентация - это научно-обоснованная система форм, методов и способов, направленных на обеспечение помощи ...