Мотивы их виды и функции
Страница 2

Основы психологии » Мотивы их виды и функции

По своей роли, или функции, не все мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные — мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Перейдем к проблеме соотношения мотивов и сознания. Мотивы не всегда осознаются, поэтому выделяют два класса мотивов: те, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в другой форме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это что-то затрагивает его мотивы.

Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов. Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описан механизм образования новых мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.

Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

Различают следующие функции мотивов: 1 .побудительная (к деятельности); 2.направляющая (мотив направляет на себя деятельность); 3.целепорождающая (мотив порождает действие, направленное на удовлетворение потребности. Цели составляют основу действий); 4.смыслообразующая (мотив придает действиям значимость, важность). То, что мы делаем, приобретает для нас личностный смысл, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанных с мотивом.

Возможные основания классификации мотивов. 1) Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов. Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.

3) Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

Страницы: 1 2 3


Младенчество (от рождения до 1 года)
Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося предмета (на расстоянии 30 см – игрушки цветные), улыбаться при виде человеческого лица, а также уд ...

Стресс: стадии развития и способы преодоления
Стрессы – развиваются в ситуациях длительного напряжения, высокой ответственности, когда чел не может справиться с какой-то ситуацией. Стресс дезорганизует деят-ть чел, нарушает нормальный ход её. Во внутр органах могут произойти необратимые органические изменения. Стресс изучал Ганс Селье. Причины возникновения стресса: Слабые воздейс ...

Закономерности развития истории психологии
В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru