Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной
психологииСтраница 2
Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы. Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации. Ф-ции схем: предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта восприятия: 1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами). 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).
Внимание:
Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии. Теория ранней селекции. Этот этап завершила модель системы переработки информации, разработанная английским психологом Дональдом Бродбентом. Следует заметить, что первые варианты своей модели автор описал в виде механических устройств. Исходным положением модели является идея, что ЦНС человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (ёмкостью). Согласно Д. Бредбенту, канал ограниченной ёмкости может передавать за единицу времени лишь небольшое количество информации. С – стадия сенсорной параллельной переработки; сенсорное хранилище. Р – стадия перцептивной, последовательной переработки; могут пройти только те впечатления, которые обладают каким-то общим физическим признаком: направлением, интенсивностью, тоном, цветом и т.д. Фильтр – защищает П – стадию от перегрузки, перекрывая входы всех, кроме одного, релевантного канала стимуляции. Канал – в психологии определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщений такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки. Трэйсман. На основе данных собственных исследований других материалов экспериментальной критики модели фильтра Э. Трейсман приступила к пересмотру первой, сформулированной Д. Бродбентом концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра она представила в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей стимуляцией на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определённом физическом признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность не релевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на внимаемое. Как не релевантная, так и нерелевантная стимуляция могут быть переработаны вплоть до анализа значения: релевантная как правило, а нерелевантное иногда. Э. Трейсман предположила, что каждое знакомое слово храниться в системе долговременной памяти в виде словарной единицы.
Дойчи: все сигналы проходят полную переработку. Селекция происходит на этапе опознания. Уровень важности является критерием фильтра, опознания, идентификации. Дойчи поставили под сомнение мех. ранней фильтрации: огранич. в сис-ме перераб-ки лежат на стадии осознания. Селекция происх. после семант. анализа всех знаковых стимулов. В целом их модель похожа на Трейсман, если искл. аттентуар и провести входные линии прямо к словарю. Каждый сигнал перераб. полностью, а реш. значение для послед. активации игр. степень этой активации. Проблема - оперативный и быстрый отбор наиболее значимых сигналов. Выбор единицы проводится путем попарного сравнения по параметру важности. Это происходит на выходе системы опознания. Отбирается наиб. значимая - В, уровень активации которой задает порог (I). Переход отобранного стимула на след. стадию прераб. завис. от активации ЦНС (X Y Z). И после отбора происходит качеств. новый этап осознания пост. инфо. Þ модель селекции т. внимания. Гипот. Дойчей легла в основу исследов. на проверку т. о полной перераб. нерелев. сообщ. Экспер. Лоссон (о существ. хранил. словарн. един., активируемых входной инфо, кот. участв. также и в сит. свободн. порожд. высказ ) . Исп. просили в теч. 1 мин. непрерывно говорить на темы заданные рисунком. Парал. им (в кач-ве нерелев. канала) предъявл. отрывки прозы. Но влияния нерелев. не обнар. Она продолжила: исп. в кач-ве нерел. список эмоц. знаачим. слов. (1 мин. - отрывок романа, а на 2 - слова с полож. окраской, на 3 мин- слова с отриц. окраской). После пробы- тест на узнавание слов. Тест на узнавание слов показал, что припом. эмоц. значим. слова чаще.
Пути решения семейных проблем
Большинство родителей приблизительно одинаково назовут те качества, которые они хотели бы видеть в своих детях: честность, самоуважение, эрудиция, честолюбие, сила, здоровье, доброта, красота, ясный ум, умение любить, чувство юмора, умение ладить с другими людьми. "Я хочу гордиться своим ребенком", - скажет любой родитель.
За ...
Понятие личности
Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего времени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не дали единого, общепринятого определения того, что же такое личность.
В философии уже в конце античн ...
Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической
работы с конфликтом
Структура конфликта:
Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми. Стороны конфликта (участники) могут быть – отдельными людьми (межличностный конфликт), группы (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой). В социальной психологии не рассматриваются внутри ...