Бихевиоризм. Психология поведения. Факты, законы, проблемыСтраница 2
Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством. Закономерности поведения: Торндайк: по нему за исходный момент двигательного акта принимался не внешний импульс, а проблемная ситуация. Тогда связь S-R характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнений. Основания своего подхода он сформулировал в нескольких законах: 1. Законы упражнений, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. 2. Закон готовности: упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. 3. Закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же реакцию. Этот шаг отразил «закон эффекта»: если частота, сила и смежность являлись механическими детерминантами, то под эффектами понимались особые состояния, присущие биопсихическому уровню детерминации поведения. Закон эффекта гласил: «любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта. Напротив, любой акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, отщепляется от нее, так, что когда она вновь возникает, появление этого акта становится менее вероятным. Из этого следовало, что результат действия оценивается организмом и в зависимости от этой оценки, связи между S и R закрепляются. Скиннер 1938 – оперантные р-ции. Классическое и оперантное обуславливания являются универсальными механизмами научения, общими для чел и жив-х. Если действие подкрепляются, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большей легкостью и постоянством, с помощью стимулов можно «лепить» любое П чел. Эти выводы были следствием игнорирования сознания. Эта теория просуществовала до 50-х г. XX в. Затем появился необихев-м. Основоположник – Толмен. Он сказал, что описывать простую поведенческую р-цию по Уотсону нельзя, т.к. формула не учитывает внутр состояний чел, т.к. на один и тот же стимул могут даваться разные р-ции. Ввел новый параметр О – промежуточные переменные S – О – R – внутр переживания чел (желания, знания, цели).
Заслуги бихев-ма:
· внес в психол сильный материалистический дух – естественнонаучный путь развития;
· ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий;
· расширился класс исследуемых объектов (П жив-х, доречевых младенцев);
· продвинуты отдельные разделы психол (проблемы научения, образования навыков).
Недостатки бихев-ма:
· сближение психики жив-го и чел;
· игнорирование сознания;
· недоучет сложности психич деят-ти чел.
Понятие, структура и содержание сознания
Сознание– функция головного мозга, сущность которой заключается:
1 сущность – в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную и ...
Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях
Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый намеренно или неосознанно нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромен ли человек и ...
Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организовывать ход семинара, активизировать слушателей. Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература ...