Пpoблема личности в гуманистической психологии
Страница 3

Основы психологии » Пpoблема личности в гуманистической психологии

— потребность в позитивном внимании и ее удовлетворение; — условия ценности (то есть обстоятельства, при которых удовлетворяется потребность во внимании). Обусловленное позитивное внимание может принести ущерб становлению личности. Оно выражается формулой: «Если сделаешь это, то получишь то». Безусловное позитивное внимание (то есть без оговорок) способствует развитию личности. Безусловное позитивное внимание не исключает критики, смысл которой выражается формулой: «Мы очень любим тебя, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и потому лучше бы ты этого не делал». Безусловное позитивное внимание со стороны окружающих и внимание человека к себе самому — это условие самоактуализации.

Поведение человека, согласуется с его «Я-концеп-цией». Угроза «Я-концепции» возникает при несоответствии между ее содержанием и актуальным переживанием. Отсюда напряжение, чувство вины, тревога. Это противоречие не всегда осознается. При осознании может произойти перестройка «Я-концепции».

Когда нет угроз «Я-концепции», человек открыт для переживаний, при угрозе — возникает защита. Цель защиты — сохранить целостность «Я-структуры». Средства защиты — искажение восприятия переживания либо отрицание переживания.

Защита сохраняет самоуважение человека. При частых несоответствиях переживаний Я-концепции защита слабеет и уровень дискомфорта повышается. Это может привести к невротизации личности. При больших несоответствиях могут возникать серьезные психологические проблемы, у человека наблюдается иррациональное и саморазрушительное поведение.

Хорошая жизнь, по Роджерсу, не проявляется только в получении удовольствия и редукции напряжения, а подразумевает такое направление жизни человека, которое соответствует его истинной природе.

Полноценно функционирующий человек — это человек, максимально реализующий свои способности и таланты. Ему свойственны пять основных личностных характеристик: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни, то есть полноценный и насыщенный переживаниями, с открытой и гибкой структурой «Я»; 3) организмическое доверие, то есть ориентация при выборе поведения на свои внутренние ощущения, а не на давление социальных норм; 4) эмпирическая свобода, то есть способность жить в соответствии с собственной волей (отсюда — ответственность за свои поступки); 5) креативность, то есть творческий образ жизни.

Страницы: 1 2 3 


Индивидуальность и организация
Вывод об индивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события». По Келли, два человека, будь они даже идентичными близнецами или, предположим, имей они схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действи ...

Между желанием и потребностью
Если опыт бытия под взглядом является ключевым для конституирования современного субъекта, мы должны задаться вопросом, где же находится этот мистический Другой. Шефердсон говорит, что взгляд вводит измерение, "которое сосредоточено в самих границах символического порядка, в том смысле, что взгляд отмечает "границы формализаци ...

Психоаналитический подход к организации обучения и воспитания
Теоретические основания: представ-ния Фрейда о лич-сти и её структуре, о специф-их стадиях разв-ия (Стадии: оральная (до 18мес.), анальная (1,5-3г.), фаллическая (3-6), латентная (6-12), генитальная). Большое внимание удил-ся детству, когда заклад-ся психич-ая констит-ция лич-сти, её стру-ра. Орг обучения: 1.т.к. п/а делает акцент на сф ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru