Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.Страница 3
Структура личности включает такие образования, как: эго, персона, анима (анимус), тень и самость. Эго — это центр сферы сознания, основа самосознания. Персона — это публичное лицо, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими. Различаются позитивные и негативные персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации. Во втором — персона может задушить индивидуальность. Персона при этом — верхний слой сознания, а эго — более глубокий. Тень представляет собой подавленную сторону личности. Тень есть отражение эго. Тень включает желания, которые отрицаются личностью как несовместимые с существующими социальными стандартами. Тень — это также хранилище жизненной энергии, источник творчества. Поэтому функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени. Анима — это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона, а анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Юнг считал, что анима и анимус должны гармонично проявляться в поведении человека, что будет способствовать его разносторонности.
Самость -- это архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, является центром, вокруг которого организованы все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию. Поэтому развитие самости — это главная цель человеческой жизни.
Природа человека в концепции А. Адлера • Человек — это единый и самосогласующийся организм (individuum (лат.) — неделимое). Ни одно проявление жизненной активности человека нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью, в целом. • Жизнь человека — это непрерывное движение к росту и развитию в направлении личностно значимых целей. Жизненные цели человека определяют его судьбу. • Поведение человека — это не только результат влияния наследственности и среды, но и влияние творческой силы, которая делает человека архитектором своей жизни. • Индивид не может рассматриваться вне общества, а его поведение — вне социального контекста. У каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес, то есть врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. • Поведение человека определяется его представлениями о себе и об окружающем мире, то есть «схемой апперцепции». • Поведение человека мотивируется недостижимыми целями или фикциями.
Адлер о комплексе неполноценности и стремлении к превосходству • Каждый человек переживает чувство неполноценности в детстве, когда он зависит от родителей. Это чувство побуждает человека бороться за превосходство над окружающими, стремиться к совершенству. Такие побуждения являются основной мотивационной силой в жизни человека (начиная с 5-летнего возраста). • Развитию комплекса неполноценности в детстве также способствуют неполноценность органов, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. • Чрезмерное ощущение неполноценности приводит к формированию у человека комплекса неполноценности, то есть преувеличенному чувству собственной слабости и несостоятельности. • Комплекс неполноценности порождает стремление к его гиперкомпенсации и как следствие порождает комплекс превосходства (преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности). • Стремление к превосходству, являясь общечеловеческой чертой, может иметь как конструктивное (например, общественный лидер), так и деструктивное (например, главарь банды) направление. Если первое соотносится с благополучием других людей, то второе -эгоистично и реализуется за счет других людей.
Исследование роли социально-психологического треннинга в повышении уровня
интеллектуального развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Гимнастика мозга как средство коррекции и развития
инт
Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается тол ...
Индивидуальные особенности
Потребности людей отличаются разной выраженностью:
- модальностью (в чем нужда),
- силой (степенью потребностной напряженности),
- остротой (степенью переживания неудовлетворенности).
Выраженность потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и пр. Так, пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям ...
На какие два направления разделилось учение о психике человека в 17 веке?
С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. психология стала развиваться как наука о сознании. Р Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом. Это пр ...