Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ
Глубинная психол – выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась эту часть самостоят изучать: Фрейд, Юнг (аналит-кая психол), Адлер (индивид-ная психол). Психоанализ – одно из наиб известных направлений зарубежной психол, возникшее в нач 20 в. Первое открытие: психику нельзя сравнивать с сознанием. Это больше включает и бессознательное. Фрейд выделил в психике чел 3 сферы: Сознание – соответствует реальности; Предсознательное – скрытые, латентные знания, кот чел располагает, но в данный момент они в сознании не присутствуют; Бессознательное – знания не осознаются, очень сильны и оказывают влияние на наши действия, состояния. С трудом переходят в сознание, из-за механизмов вытеснения и сопротивления (ф-ции сознания). Психич жизнь чел определяется его влечениями – это сексуальная энергия (либидо), кот есть даже у младенца, хотя в детстве проходит ряд стадий, из-за соц запретов эти переживания вытесняются из сознания. Эти переживания живут в бессознательном, имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, но тем не менее прорываются в искаженной форме: это сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы (истерия). В психоан-зе был разработан метод выявления бессознательных аффективных комплексов (анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений). Теория лич-ти по Фрейду: Оно (ид – бессознательное, инстинкты, кот стремятся к удовлетворению), Я (эго – компонент психич аппарата, ответственный за принятие решений, стремится удовлетворить желания ид, подчиняется принципу реальности, т.е. отсрочка удовлетворения до подходящего момента), Сверх Я (супер эго – не врожденное, соц ценности, нормы). Сознание (эго) – арена борьбы м/ду ид и супер эго. Механизмы для смягчения конфликта: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация, отрицание, реактивное образование и др. Фрейд – признавал существование 2-х основных гр инстинктов, кот тоже м/ду собой ведут борьбу. Инстинкт жизни (Эрос): включает в себя все силы, служащие для поддержания жизненно важных процессов и обеспечивают размножение вида (энергия либидо); инстинкт смерти (Танатос): включает в себя все силы, в основе кот лежат проявления жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. Стадии по Фрейду: оральная (удовольствие от кусания, сосания)(0-18 мес); анальная (фекальные удовольствия)(1,5-3 года); фаллическая (Эдипов комплекс, комплекс Электры )(3-6 лет); латентная (сублимация либидо в дейт-ть)(6-12 лет); генитальная (интерес к противоположному полу)(пубертат). Если происходит фиксация ребенка на какой-то из стадий, формируются опред негативные черты хар-ра. Юнг и Адлер не согласились с Фрейдом: Юнг – либидо (энергия бессознательного) – это не сексуальная энергия, а психич, кот в течение жизни проявляется по-разному в разные периоды (диффузная творческая, жизненная сила, проявляющаяся разными путями – религия, стремление к власти). Адлер – главный инстинкт – силы – стремление к превосходству, совершенству. И Адлер и Юнг соглашались с Фрэйдом по поводу вытеснения переживаний (это желания, аффекты, мысли, кот неприемлимы сознанию (причины неприемлимости: 1) соц-культурная неприемлимость; 2) травмы субъекта). Содержание бессознательного всегда энергетически заряжено (т.е. стремится вырваться наружу). Эта энергия бессознательного является основным двигателем чел поведения и его лич-ти. Все влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Психич и соц развитие каждого чел идет через установление баланса м/ду инстинктами и культурными нормами. Т.о. сознание и лич-ть чел должны идти на компромисс м/ду бессознательным и соц нормами. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Юнг: Душа по Юнгу состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное безссознательное. Эго – центр сферы сознания. Представляет компонент PSYCHE, включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благод кот мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Основа нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, кот когда-то осознавались, но теперь подавлены, забыты. Материал личного бессознательного доступен для осознания. Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже человекообразных предков. В нем содержится все духовное наследие чел эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивида. Вводит понятие архетипов коллективного бессознательного – врожденные идеи или воспоминания, кот предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события опред образом. В действительности, это не воспоминания или образы, а факторы, под влиянием кот люди реализуют в своем поведениии универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Архетипы: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть. Наиб важные архетипы: Персона – «маска» - это публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с др людьми (множество ролей). Персона – это сознательное отождествление, т.е. «Я есть это». Тень – представляет подавленную темную, дурную и животную сторону лич-ти. Тень точное отражение персоны в нашем бессознательном (каждому любому нашему сознательному отождествлению в тени соответствует такая же противоположность – добро-зло). Тень проявляется двумя способами: 1) проекции (мы не можем увидеть в окр мире то, чего у нас нет); 2) личные состояния с кот мы не можем справиться. Часть работы с тенью – признание существования в себе др, признание того, что не все мы в своей власти. Тень источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала. При работе с ней повышается уровень психол силы. Самость – наиб важный архетип, сердцевина лич-ти. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, чел ощущает единство, гармонию, целостность. Анима (представление внутр образа женщины в мужчине) и Анимус (наобор). Анима и Анимус должны быть выражены в чел гармонично, не тормозить процесс развития лич-ти в самореализации. Процесс индивидуации – восстановление целостности. Адлер: организовал консультирование родителей и детей – семейная консультация. Инициатор создания клиники детей с отклонениями, где бы к ним относились как к нормальным. Не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсирвать дефект занимают центральное место в лич-ти и выступают фактором развития каждого чел. Чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление чел к преодолению в форме превосходства, власти над окр. Все это приводит к образованию механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, кот ведет весь поток душевной активности в опред направлении (складывается к 4-5 годам: стиль жизни), зависит от семейной ситуации, матери. Три гр условий, способствующих появлению чувства неполноценности: 1) физический недостаток; 2) неправильное воспитание (изнеженные дети); 3) неправильное воспитание (бессердечные дети).
Какие уровни потребностей человека выделял А. Маслоу?
Концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Можно выделить пять основных групп.
1. Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это-потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении.
2. Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей.
Потребность в принад ...
Функционально-ролевая совместимость партнёров, (социально-психологический
уровень)
Функционально-ролевая совместимость – один из ведущих в современной психологии семьи подходов к семейной совместимости. Функционально-ролевая совместимость ориентирована на согласованность представлений членов семейного союза о своих ролях и функциях в семье.
Содержанием семейно-ролевой области супружеских отношений является сотрудниче ...
Приложения
Приложение 1
Упражнения для развития математических способностей младших школьников.
1. Определите закономерность в расположении чисел в каждом ряде и допишите соответственно с этой закономерностью еще по два числа.
1) 3; 4; 5; 6; 7; 8;??
2) 8; 7; 6; 5; 4; 3;??
3) 6; 9; 12; 15; 18; 21;??
4) 7; 12; 17; 22; 27; 32;??
5) 40; 35; 30; ...