Метод наблюдения в психологииСтраница 3
- интроспекцию (от лат. "гляжу внутрь", "всматриваюсь"), то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.
4. Относительно времени исследования различают наблюдение:
- однократное, единичное, производимое только один раз;
- периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
- лонгитюдное (от англ. "долгота"), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.
5. По характеру восприятия наблюдение может быть:
- сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;
- выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.).
6. По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
- констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;
- оценивающее, где исследователь сравнивает факты, по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.
7. И, наконец, по степени стандартизированности процедур выделяют:
- свободное, или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. и. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;
- структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.
Таковы основные виды наблюдения.
Этапы наблюдения:
Традиционно выделяют следующие этапы:
1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?);
2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?);
3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?);
4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо?);
5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать?);
7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?);
8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;
9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок;
10. Исправление программы наблюдения;
Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития.
Для развития самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126].
Тренинг развития профессионального самосознания включает помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техни ...
Каковы природные предпосылки способностей? Формирование способностей.
а) Определение способностей
Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.
Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных ...
Приложения
Приложение 1
Школа _класс _
Вопросы анкеты
1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».
_
_
2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему?
_
_
3. Какие источники информации Вы знаете?
_
_
4. Какой из источников является для Вас более важным?
_
5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в кажд ...