Сознание как высшая форма психического отражения
Страница 1

Основы психологии » Сознание как высшая форма психического отражения

Сознание (по Вундту) – есть сумма переживаемых мною в данный момент состояний или содержаний, о кот я непосредственно в данный момент знаю. С (по Локку) – как опред процесс рефлексии, кот развивается на опред уровне развития. С – это коллективное и совместное знание о себе и мире, кот есть у каждого из нас, кот представлены с помощью значений и слов, усвоенных в детстве совместном со взрослым. С – активный процесс формирования, удержания, контроля целей, благод кот мы можем совершать действия (т.е. сознательное поведение – целенаправленное). С – это высший уровень психич отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только чел как соц сущ-ву. 1) в структуру С входит совокуп-ть знаний о мире, благод языку, не только из личного опыта, но и культ-истор опыта. 2) разделение субъекта и объекта (различение Я и не Я). Способ-ть разделять объект от своего отношения к нему. 3) С хар-ся способ-тью к целеполаганию (формирование цели, удержание, выполнение), благод чему возможна произвольная регуляция поведения. Крупный этап развития психол связан с именем Рене Декарта (рационалистическая философия). В 17 в он впервые вводит термин «С». Для того, чтобы найти истину, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность инф-ции, получаемой органами чувств. Остается только наше сомнение, а это признак того, что мы мыслим – следоват, существуем, знаем об этом – сознаем – сознание. Мыслить не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать.

Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания. Сознание и его характеристики Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание – это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание – это общественный продукт. Характеристики сознания.

1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе.

2. Вторая характеристика сознания – отчетливое различение Я и «Не-Я». Человек выделвшийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков.

3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.

4. Четвертая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.

В целом сознание характеризуется

1. Активностью (избирательностью),

2. интенциональностью (направленностью на предмет),

3. мотивационно-ценностным характером.

4. Различными уровнями ясности.

А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства» «вне зависимости от отношений к ней субъекта». В этом определении подчеркивается «объективность», т. е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения. В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда. Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.

Страницы: 1 2 3


Научение через моделирование
Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы нау ...

Результаты опытно-экспериментальной работы
В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные (см. Таблица 1) Таблица 1. Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации (МОУ СОШ) № п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление ...

Пpoблема личности в гуманистической психологии
Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии. Основные представители гуманистической ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru