Заполните таблицу по разделу «Психология личности»Страница 1
Характеристика личности |
Определение понятия |
Классификация (типы, виды) |
Свойства (черты) |
Примечания |
Эмоции |
простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических человеческих потребностей. |
1.По продолжительности: кратковременные и длительные. 2.По интенсивности: интенсивные, бурно протекающие и слабо проявляющиеся. 3.По действию на организм: стенические и астенические. 4. По субъективным переживаниям: положительные и отрицательные. 5. По форме протекания выделяют: настроения, аффекты, страсти. |
положительные, отрицательные, неопределенные эмоции |
Особую группу эмоциональных переживаний составляют высшие чувства: Нравственные чувства Интеллектуальные Эстетические чувства |
Воля |
сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности |
1. Волевые действия являются обдуманными, целенаправленными, намеренными, принятыми к осуществлению по собственному сознательному решению. 2. Волевые действия всегда осуществляются по внутренним (личным) или внешним (социальным) причинам. 3. Волевые действия в итоге обеспечиваются дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчиваются достижением намеченной цели: Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, имеющий свою структуру. |
сила воли; решительность; целеустремленность; выдержка; самостоятельность; инициативность | |
Темперамент |
совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности. |
сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический |
Сензитивность. Реактивность Активность Соотношение реактивности и активности Пластичность и ригидность Экстраверсия, интроверсия | |
Характер |
индивидуальное своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности |
1. По отношению к окружающему миру: убежденный – беспринципный; по отношению к деятельности: деятельный – бездеятельный; 2. По отношению к людям: общительный – замкнутый; 3. По отношению к самому себе: альтруистический - эгоистический |
динамика воли; специфика проявления эмоций человека и эмоционального фона; интеллектуальные особенности; взаимосвязь всех этих компонентов | |
Способности |
психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности |
1. По широте и направленности выделяют: Общие способности Специальные способности 2. По уровню развития выделяют: Одаренность Талант Гениальность |
математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр. | |
Мотивация |
совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность. |
физиологическая, материальная, социальная, духовная |
широта; гибкость; иерархизированность[1] |
Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая ...
Исследования внимания
Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего сознание к механическим связям ощущений и представлений. Однако при этом внимание преимуществен ...
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Следующий крупный шаг и одновременно радикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второй половине XIX в. в научном мировоззрении. Прежде всего это успехи медицины, в частности психиатрической пра ...