Современная психология и её место в системе наук
Страница 2

Основы психологии » Современная психология и её место в системе наук

С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии — социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп. Немало проблем пытаются совместно решить психологи и социологи: взаимоотношения м/ду люд, национальная П, П экономики и политики госуд-ва, проблема социализации (соц научение – соц адаптация индивида). В соц адаптации выделяют 2 аспекта: социализацию лич-ти и ее активность. Социализация лич-ти – это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в рез кот он становится лич-тью и приобретает необходимые для жизни психол кач-ва, знания, умения, навыки, в т.ч. и речь. Речь дает возможность общаться с себе подобными, т.е. взаимодействовать с окр его людьми. Усвоение норм нравственности, культуры, соц ролей, видов деят-ти и т.д. Важный аспект социализации – идентификация. В процессе усвоения общественных норм чел начинает индентифицировать себя, т.е. соотносить с представителями опред соц или возрастных гр, а также с людьми опред пола. В рез приобретается навык соответствующего ролевого поведения, характерного для общ-ва, в кот он живет. Т.о., С и П находятся в тесной взаимосвязи. Развиваясь параллельно, они дополняют др др в изучении соц проявлений чел и чел общ-ва.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

ВЫВОДЫ: 1. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук. 2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.

П и философия: вопросы П очень долго решались в рамках Ф, лишь в сер 19 в П стала самостоят наукой, отделилась от Ф (сближение П с естественными науками и появление собственного экспер-го метода). Однако, став самостоят наукой П сохранила тесную связь с Ф. И сегод существуют научные проблемы, кот рассматриваются и с позиции П и с позиции Ф (понятие лич-тного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и т.д.). В П есть вопросы, кот нельзя решить экспер-м путем, и психологи вынуждены обращаться к Ф (проблема существенности и происхождения чел сознания; влияние общ-ва на лич-ть и наобор). Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую Ф. Сегодня наметилось сближение м/ду этими основными течениями Ф. Материал-я Ф явилась базой для разработки проблемы деят-ти и происхождения ВПФ. Идеал-я ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни. Следоват, использование в П идей обоих направлений Ф отражает двойственную сущность чел, его биосоц природу. Существуют психол теории, кот носят хар-р психолого-философских: теоретические работы совр последователей З Фрейда – неофрейдистов (Э Фромм). В П известны ученые, такие как Аристотель, Р Декарт, Дж Локк – они прежде всего крупные философы, основатели философских школ. Т.о., совр П и Ф до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя др др.

П и педагогика: на первый взгляд эти науки неразделимы м/ду собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психол особ-ти лич-ти. Однако все иначе. Если П развивалась в рамках Ф, то пед-ка формировалась как самостоят наука. В рез П и пед-ка оформились как самостоят науки и существуют раздельно. На практике до сих пор нет тесного взаимопонимания м/ду психологами и педагогами. В нач 20 в существовала и развививалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании – педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и др. Разрабатывалась проблема детства. Достижения отеч ученых в области педол не уступали зарубежным. Педол постиг идеологический разгром (1936 г). Одной из причин разгрома явились различия во взглядах педол и госуд-венных структур на способ-ти чел. Идеи педол: у разных людей разные способ-ти (от рождения люди имеют различные возможности в силу своих генетически обусловленных физиол и психич особ-тей). Это противоречило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что совр чел живет в общ-ве равных возможностей, т.е. каждый может добиться успеха в любом выбранном им деле («Незаменимых людей – нет»).

Страницы: 1 2 3


С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета, его цвет, запах?
Ощущения- это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психи ...

Проблемы психологии управления
Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управленческих решений. Элементы организации и процесса управления. Организация – это группа людей, деятел ...

Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, счит ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru