Современная психология и её место в системе наукСтраница 2
С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии — социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп. Немало проблем пытаются совместно решить психологи и социологи: взаимоотношения м/ду люд, национальная П, П экономики и политики госуд-ва, проблема социализации (соц научение – соц адаптация индивида). В соц адаптации выделяют 2 аспекта: социализацию лич-ти и ее активность. Социализация лич-ти – это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в рез кот он становится лич-тью и приобретает необходимые для жизни психол кач-ва, знания, умения, навыки, в т.ч. и речь. Речь дает возможность общаться с себе подобными, т.е. взаимодействовать с окр его людьми. Усвоение норм нравственности, культуры, соц ролей, видов деят-ти и т.д. Важный аспект социализации – идентификация. В процессе усвоения общественных норм чел начинает индентифицировать себя, т.е. соотносить с представителями опред соц или возрастных гр, а также с людьми опред пола. В рез приобретается навык соответствующего ролевого поведения, характерного для общ-ва, в кот он живет. Т.о., С и П находятся в тесной взаимосвязи. Развиваясь параллельно, они дополняют др др в изучении соц проявлений чел и чел общ-ва.
Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.
Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.
языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.
Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).
ВЫВОДЫ: 1. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук. 2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.
П и философия: вопросы П очень долго решались в рамках Ф, лишь в сер 19 в П стала самостоят наукой, отделилась от Ф (сближение П с естественными науками и появление собственного экспер-го метода). Однако, став самостоят наукой П сохранила тесную связь с Ф. И сегод существуют научные проблемы, кот рассматриваются и с позиции П и с позиции Ф (понятие лич-тного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и т.д.). В П есть вопросы, кот нельзя решить экспер-м путем, и психологи вынуждены обращаться к Ф (проблема существенности и происхождения чел сознания; влияние общ-ва на лич-ть и наобор). Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую Ф. Сегодня наметилось сближение м/ду этими основными течениями Ф. Материал-я Ф явилась базой для разработки проблемы деят-ти и происхождения ВПФ. Идеал-я ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни. Следоват, использование в П идей обоих направлений Ф отражает двойственную сущность чел, его биосоц природу. Существуют психол теории, кот носят хар-р психолого-философских: теоретические работы совр последователей З Фрейда – неофрейдистов (Э Фромм). В П известны ученые, такие как Аристотель, Р Декарт, Дж Локк – они прежде всего крупные философы, основатели философских школ. Т.о., совр П и Ф до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя др др.
П и педагогика: на первый взгляд эти науки неразделимы м/ду собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психол особ-ти лич-ти. Однако все иначе. Если П развивалась в рамках Ф, то пед-ка формировалась как самостоят наука. В рез П и пед-ка оформились как самостоят науки и существуют раздельно. На практике до сих пор нет тесного взаимопонимания м/ду психологами и педагогами. В нач 20 в существовала и развививалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании – педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и др. Разрабатывалась проблема детства. Достижения отеч ученых в области педол не уступали зарубежным. Педол постиг идеологический разгром (1936 г). Одной из причин разгрома явились различия во взглядах педол и госуд-венных структур на способ-ти чел. Идеи педол: у разных людей разные способ-ти (от рождения люди имеют различные возможности в силу своих генетически обусловленных физиол и психич особ-тей). Это противоречило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что совр чел живет в общ-ве равных возможностей, т.е. каждый может добиться успеха в любом выбранном им деле («Незаменимых людей – нет»).
Исследование влияния тревожности на формирующуюся личность дошкольника. Обзор
диагностических методик
В исследовании использовалась такая психодиагностическая методика, как тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. В исследовании участвовали дошкольники старшей группы из ДОУ №97 г.Мурманска. Выборка составила всего 12 человек(6 мальчиков и 6 девочек)
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (см.приложен ...
Приложения
Приложение 1
Школа _класс _
Вопросы анкеты
1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».
_
_
2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему?
_
_
3. Какие источники информации Вы знаете?
_
_
4. Какой из источников является для Вас более важным?
_
5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в кажд ...
Коррекционная работа по развитию задержки речи. Логопедическое
обследование детей с задержкой речи
Задача логопеда состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности речевого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.
Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро устано ...