Функции анималотерапии
Страница 1

Проблемы анималотерапии » Функции анималотерапии

С.Д. Деребо и В.А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:

1) Психофизиологическая функция.

Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом. Например, американским врачом А.Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Но во втором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня бывала иногда довольно бурной.[11]

2) Психотерапевтическая функция

Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В. Антоновой с помощью методики "Рисунок семьи" изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять так называемых симптомокомплексов: 1) "благоприятная семейная ситуация", 2) "конфликтность", 3) "тревожность", 4) "чувство неполноценности", 5) "враждебность".

В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.[12]

3) Реабилитационная функция.

Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.

Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации. Исследование, проведенное американским ученым М.Робином и его сотрудниками, в котором принимали участие около 500 подростков, как из благополучных семей, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатрических лечебницах, показало, что среди школьников 29% называют свое любимое животное "единственным существом, которое можно любить". В то же время среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц 61%. Двум из трех подростков с психическими отклонениями животные дают то, что не могут дать люди.[13]

4) Функция самореализации.

Как показали исследования психологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностному кризису.

Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность в квазиформе. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, "вершителя судеб", определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т.п., ребенок создает "свой мир", мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном "мире".

5) Функция общения.

Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.[14]

Как можно увидеть из описанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миром действительно может выполнять такие важные функции, как например самореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от пациента не требуется никаких дополнительных знаний о животном – его задача просто наблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки и попугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь, дельфины).

Страницы: 1 2


Анализ результатов исследования
Изучение влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка осуществлялось нами по следующим параметрам: 1. Изучалась оперативная оценка самочувствия, активности, настроения детей из полной семьи и семей, переживших развод. 2. Анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из экспериментальной и кон ...

Анализ и оценка результатов социологического опроса по городу Москва
По данным опроса, удельный вес молодых людей, пытавшихся когда-либо покончить с собой, составляет 6,0%. Уточненные данные отражают численность людей, имеющих суицидальный опыт. Они фиксируют не только недавние случаи суицидальных попыток респондентов, но и те, которые имели место в отдаленном прошлом. С другой стороны, указанный уровень ...

Понятие «эмоция»
ЭМОЦИЯ (от лат. "emotion" - волнение) - это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного пере ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru