Любовь и дружбаСтраница 1
В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми, в этом возрасте наблюдаются, в тоже время, определенные различия между юношами и девушками. У девушек потребность в дружеских отношениях возникает раньше, чем у юношей. Девушки более эмоциональны и придают гораздо большее значение межличностным отношениям в этом возрасте, чем юноши. В этом же возрасте у юношей и девушек возникает интерес к противоположному полу, что порождает стремление нравиться, и, как уже отмечалось, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.
Вначале, интерес к человеку другого пола нередко имеет еще характерное для подростков внешнее выражение, которое проявляется в задирании девчонок. Они часто жалуются на это, но, в общем, правильно понимают мотивы этих «задираний» и всерьез не обижаются. Взаимное внимание сверстников нравится обеим сторонам.
Позже все изменяется: появляется застенчивость, скованность и робость. Иногда это сопровождается сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола. Между юношами и девушками 14-15 лет появляются и более романтические отношения: они назначают друг другу свидания, пишут записки. Однако необходимо отметить, что зарождающиеся романтические отношения не всегда находят в этом возрасте правильное понимание со стороны некоторых сверстников, что объясняется различными сроками «взросления».
У некоторых ребят, возникновение у сверстников таких новых отношений, вызывает насмешки, у других чувство зависти; в классах возникают обсуждения этих отношений, что обусловливает достаточно сложную обстановку в коллективе, особенно для более чувствительных девочек.
В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает более глубокое чувство – любовь.
Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это завершение полового созревания, совпадающее с данным возрастным периодом. Во-вторых, желание иметь близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные волнующие темы. В – третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной, эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.
Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских, дружественных отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами ищут, причем активно, межличностных отношений, общения, интимных контактов друг с другом. Они уже не в состоянии находиться в одиночестве долгий период. Иногда они бывают настолько поглощены и озабочены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.
В ранней юности возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека, обладающего набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет.
Идеальный образ любимого человека у старшеклассников иногда является нереальным, в том смысле слова, что в действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя объекта, который соответствовал бы идеалу, юноша или девушка испытывают глубокое разочарование, и у них возникает чувство одиночества.
Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от дет ...
Мотивы и мотивационные системы
Мотив (от лат. Movere - «приводить в движение, толкать») - это:
1) фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) некий предмет (материальный или идеальный), побуждающий чел ...
Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших
психических функций. Их строение и развитие
Концепция «Культурно-историческая теория психики человека» разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно концепции, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внеш ...