Биофизическое развитие человекаСтраница 2
На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный американский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Полный жизненный цикл по Э.Эриксону
Стадии |
Радиус значимых отношений |
Основной выбор или кризисное противоречие возраста |
Позитивные «новообразования» возраста |
Деструктивные «новообразования» возраста |
1. Младенчество |
Мать |
Основополагающая вера и надежда — против основополагающей безнадежности |
Базисное доверие, надежда |
Уход от общения и деятельности |
2. Раннее детство |
Родители |
Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений |
Воля |
Навязчивость: импульсивность или соглашательство |
3. Возраст игры |
Семья |
Личная инициатива против чувства вины и страх порицания |
Целеустремленность, целенаправленность |
Заторможен-ность |
4. Школьный возраст |
Соседи, школа |
Предприимчивость против чувства неполноценности |
Компетентность, умелость |
Инертность |
5. Подростки |
Группы сверстников |
Идентичность против смешения идентичности |
Верность |
Застенчивость, негативизм |
6. Юность |
Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники |
Интимность против изоляции |
Любовь |
Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений |
7. Взрослость |
Разделен-ность труда и общий дом |
Производительность против застоя, поглощенности собой |
Забота, милосердие |
Отверженность |
8. Старость |
Человечест-во – «мой род» |
Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения |
Мудрость |
Презрение |
Психосоциальная концепция развития личности (Э.Эриксон)
Стадия |
«+» |
«-» |
Стадия 1 младенчество |
базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни |
базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти |
Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет |
автономия, самостоятельность, опрятность, воля |
сомнение, стыд, зависимость от других |
Стадия 3 дошкольный возраст, игры от 3 до 6 лет |
инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность |
пассивность, подражание образцам, вина |
Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет |
уверенность в себе, компетентность |
неполноценность, неверие в свои силы |
Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет |
цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми |
диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет |
чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь |
изоляция, одиночество |
Стадия 7 зрелость до 50 лет |
творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью |
опустошенность, застой, репрессия |
Стадия 8 старость после 50 лет |
окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость |
разочарование в жизни |
Исследование роли социально-психологического треннинга в повышении уровня
интеллектуального развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Гимнастика мозга как средство коррекции и развития
инт
Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается тол ...
Мышление как высшая форма познания. Виды мышления
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.
М является высшим познавательным психич процессом. Мышление – это о ...
Вопрос о резус-факторе крови
В наши дни многие знают о существовании резус-отрицательного и резус-положительного фактора. Известно и то, что принадлежность женщины к первому варианту может осложнить беременность. Естественно желание защититься от влияния этого самого фактора. ...