Ситуативно-коммуникативные
Страница 2

Психология » Коммуникативные средства общения » Ситуативно-коммуникативные

группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правильность использования приема «Я — высказывания».

Упражнение «Анализ проблемных ситуаций»

Инструкция: Ведущий рассказывает о проблемной ситуации:

Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин, он опаздывает часто.

М.: Здрасьте. Можно?

У.: Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?

М.: Я . отводил сестру в детский сад . и мы . забыли вещи и должны были вернуться . потому что забыли .

У.: Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и

не мешай мне работать!

Ведущий предлагает участникам группы проанализировать приемы общения учительницы и предложить ситуацию с учетом «Я — высказываний». Все участники предлагают свои варианты поведения учительницы. Эффективно ролевое разыгрывание вариантов. После этого предлагается следующий вариант.

М.: Я . отводил сестру в детский сад . и мы . забыли вещи и должны были вернуться .

У.: Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что я тебе не верю и что . мне тебя не жалко. Садись, Миша, разберемся позже.

Ведущий: В этом случае ситуация разрешилась без очевидного внешнего конфликта и, хотя учительница понимает, что своими замечаниями не отучила Мишу опаздывать, она чувствует себя спокойно, так как ей удалось остаться самой собой, не дать Мише вовлечь себя в игру «жалость» (Миша пытался манипулировать ею с помощью типичного «Я — слушания» — «жалость») и выразить свои чувства, которые она испытывала в данной ситуации.

Упражнение «Манипуляция»

Инструкция: Ведущий рассказывает о проблемной ситуации и просит участников отреагировать и дать анализ своей реакции. Ситуация в учительской: Вера Николаевна говорит Марии Сергеевне: «Мария Сергеевна, вы такая опытная, такой профессионал, вас дети любят, у вас все получается, а я — что? У меня ничего не выходит нормально, все получается как-то не так~. пожалуйста, сделайте этот доклад, я боюсь, что все испорчу и о нашей школе подумают плохо».

Анализ ситуации: «Я — слушания» М.С., которая пытается задействовать В.Н. — «Я лучше», «Дело главнее моих интересов, я жертвую собой ради дела», «Надо помочь». Если эти «Я — слушания» М.С. включаются и начинают работать, то ее реакция будет примерно такой:

«Вы правы, даже не знаю, почему завуч вам это поручил. Мне правда, так некогда, но, ради школы, я помогу вам».

Если же М.С. не поддается на манипуляции со стороны В.Н., то это будет выглядеть так: «Когда я слышу, как умная образованная женщина с сильным, как ни у кого характером, говорит такие вещи, я не верю своим ушам и чувствую себя неловко».

Упражнение «Определи стиль общения»

Инструкция: Ведущий зачитывает пример семейного диалога, а участники должны определить, какой стиль общения стоит за каждой фразой персонажей (правильные ответы приведены в скобках).

Муж: Почему ты не подумала, как мы проведем отпуск? (обвиняющий)

Жена: Что ты кричишь? У меня столько же времени, сколько и у тебя! (обвиняющий)

Сын: Замолчите же, наконец! Вы оба кричите. Я не поеду ни в какой отпуск, (обвиняющий)

Отец: А тебе что за дело? Напрасно вы, молодой человек, суете нос, куда не следует, (обвиняющий)

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности профиля мышления личности. Мышление как особая форма психического отражения действительности
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объект ...

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Личность - это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами лично ...

Система работ по развитию связной речи
Малоэффективным оказывается путь обучения, при котором используются общеизвестные методические рекомендации, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Пересказы по аналогии, образцу результата не дают, т.к. дети допускают большое количество ошибок как в последовательности передачи мысли (т.е. логические), так и в оформлении мысли с ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru