Обратная связь в общении
Страница 8

Анализ: какие трудности были в разговоре? Были ли случаи, когда парафраз помог уточнить позицию? Кто был виноват, что партнеры не поняли друг друга - - тот, кто говорил или тот, кто слушал?

Упражнение «Внимательный слушатель»

Инструкция: участники разбиваются по парам. Партнер X будет говорящим, партнер У — слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих страхах, предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало, а что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X движениями головы подтверждает или опровергает слова У, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнений.

Упражнение «Анализ вариантов эмпатического слушания»

Инструкция: проанализируйте примеры разговоров, которые происходят после проведения диагностики характера. Участники пытаются отреагировать на реплики «подростков» с позиции эмпатического слушания, проявляемого «учителем», и сравнить свои реакции-ответы с реакцией учителя.

Пример 1. Подросток: Отвратительная методика! ни слова правды!

Учитель: — реакция участников . (Ты расстроен?)

Подросток: Да мне написали, что у меня часто меняется настроение, что я непостоянный .

Учитель: — реакции участников . (И тебе это не понравилось .)

Подросток: конечно, я терпеть не могу непостоянных людей, всегда стараюсь быть сдержанным, непроницаемым .

Учитель: — реакции участников . (И тебя раздражает, что ты сам оказался не такой .)

Подросток: ну да . Конечно, иногда со мной происходит что-то непонятное, помимо своей воли становлюсь раздражительным, грубым .

Учитель: — реакции участников . (И тебе это очень не нравится в себе .)

Подросток: Да, пожалуй .

Пример 2. Подросток: Странно, эта диагностика показала, что я люблю всякие приключения, иду на риск . Я этого за собой не замечал.

Учитель: — реакции участников . (Тебе приятно это о себе услышать?)

Подросток: Ну да, вообще-то. Я хотел бы быть смелым, рисковым парнем, но думал, что у меня этого нет.

Учитель: — реакции участников . (А теперь ты гордишься этим?)

Подросток: Конечно, приятно узнать о себе что-то, что хотелось бы иметь, да не надеешься на это.

Пример 3. Подросток: Вот еще новости, оказывается, я люблю быть первым во всем. Ну и глупость!

Учитель: — реакции участников . (Тебя удивляет результат диагностики?)

Подросток: Да, я не ожидал от себя такого. Я считал себя нечестолюбивым человеком.

Учитель: — реакции участников . (И тебя расстраивает, что оказался честолюбивым .)

Подросток: Да нет, пожалуй. Просто странно, я никогда не задумывался над этим.

Учитель: — реакции участников . (А теперь ты в недоумении, не знаешь, как отнестись в этому .)

Подросток: Вот, именно. Я вообще-то не очень люблю выскочек, а тут сам . Но, вообще-то, интересно .

Проанализируйте, насколько эмпатические реакции учителя способствовали подростку продвинуться самому в решении и осознании собственных проблем, помогали в ослаблении отрицательных переживаний подростка. Обсудите, трудно ли найти адекватные эмпатические реакции участникам.

Упражнение: «Разыгрывание проблемной ситуации»

Инструкция: Ведущий зачитывает диалог ученицы и учителя, затем ведется обсуждение ситуации и поведение учителя в ней.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Работа с опросником MBTI
Опросник состоит из 94 пунктов, в каждом их которых респонденту предлагается выбрать один из двух (в нескольких случаях – из трех) предлагаемых ответов. Часть пунктов представляет собой описание поведения человека в разных жизненных ситуациях (например: "На вечеринке Вам: а) иногда бывает скучно; б) всегда весело"). Другая час ...

Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Для развития самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126]. Тренинг развития профессионального самосознания включает помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техни ...

Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации
Изо всего многообразия методов и техник, на мой взгляд, гештальт-терапия один из наиболее эффективных методов социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения. Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — образ, форма, структура + греч. therapeia — лечение) — это направление психотерапии, которое ставит своими целями р ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru