Социально-психологический тренинг общенияСтраница 1
Тренинг социально-психологических и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний;
—умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;
—умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;
—умение психологически точно определить «точку»завершения общения;
—умение максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
— умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
— умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;
умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;
—умение овладеть и удержать инициативу в общении;
—умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
—умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении.
Психотехнические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования;
—умение преодолевать психологические барьеры в общении;
—умение снять излишнее напряжение;
—умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения;
—умение психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению;
—умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения;
—умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
Программа психотехники общения включает: упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнений на формирование мускульной свободы в процессе общения, упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем; упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, упражнения на развитие навыков невербального общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.
Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:
а) организация в общении эффекта неожиданности, т. е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;
б) организация «коммуникативной провокации», т. е.на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;
в) гиперболизация как способ заострения внимания партнера по общению;
г) коммуникативное усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;
д) коммуникативное сопоставление все «за» и «против» даст возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто
противоположных, точек зрения;
е) ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит партнера по общению перед необходимостью включаться в коммуникативную деятельность;
ж) апелляция к авторитету для поддержания собственных взглядов, выводов;
з) организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;
и) драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению.
Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами:
а) проблемно-тематическое переключение;
б) событийное переключение;
Психология умствуенно отсалых детей
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов [6; c. 17].
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие ...
Характеристика методик исследования
1) Методика изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева
Тест опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношен ...
Результаты исследования и выводы
Рассмотрим последовательно полученные данные. О положении в системе межличностных отношений в группе свидетельствуют индивидуальные социометрические индексы статусов членов группы. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время, каждый член группы, являя ...