Ценностно-ориентационная совместимость партнёров, (социокультурный уровень)
Страница 2

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Ценностно-ориентационная совместимость партнёров, (социокультурный уровень)

Конфликт инструментальных ценностей выражается в различиях взглядов на способы достижения жизненных целей: честных и нечестных, достойных и недостойных, порядочных и непорядочных и т.п.(36)

Причинами несовместимости часто являются различия в образовании, возрасте, общем культурном уровне партнёров. Как раз особый драматизм духовное несоответствие достигает у супругов с высоким образовательным уровнем, умственным трудом как родом занятий, у работников сферы искусств, у людей широкой эрудиции и культуры. Хотя исследователи отмечают, что различие в образовательном цензе само по себе существенно не влияет на совместимость, а имеет значение уровень общей культуры, уровень развития личности.(36)

К совместимости в семье относится согласованность взглядов на реализацию основных функций семьи: рождение и воспитание детей, организация быта, моральная, экономическая и физическая поддержка друг друга, организация досуга, представительство семьи в обществе.

Несоответствие взглядов супругов проявляется в критике за излишнее внимание к одним ценностям и пренебрежение другими.(5).

К.Витек, рассматривая предпосылки будущего супружества, супружеского согласия, выделил следующие моменты:

1. Наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения. Речь идёт о непреодолимой внутренней симпатии, в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешний эстетический идеал. Однако, часто возникновение симпатии или антипатии трудно объяснить. Брак без спонтанного влечения в большинстве случаев не гарантирует удачного супружества.

2. Наличие желаемых личностных черт партнеров. Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, способность материально обеспечить свою семью. Важны такие качества, как чувство долга и ответственности за семью, самообладание и гибкость. Интеллектуальный уровень, по мнению К.Витека, не должен чрезмерно отличаться.

3. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каким был семейный уклад, материальный уровень, система семейных ценностей, какие негативные явления наблюдаются в семье.(10).

Проблема национальной и религиозной розни – одна из труднопреодолимых в семейных отношениях. Невозможно отрицать убеждений партнёра. В данном случае необходим поиск компромиссных вариантов, постепенно расширяя пространство совместного бытия, которое стало бы приемлемо для обеих сторон. Необходимо построение отношений таким образом, чтобы вера и национальные особенности не ущемляли ничьих интересов и потребностей; анализ возможных допусков и запретов для каждого, обозначение личных «территорий», куда не должна вторгаться вторая половина, и «общей территории», на которой будет комфортно обоим супругам.(21).

В отличие от других видов супружеской дисгармонии духовное несоответствие чаще и отчётливее осознаётся супругами. Поэтому и коррекционная работа возможна на уровне рациональной терапии: дискуссии между супругами, в ходе которых происходит сближение взглядов, принятие ценностей партнёра.(36)

Таким образом, совместимость в данной сфере определяется созвучностью ценностей и интересов партнёров, их эмоциональных установок. Ценностно-ориентационная совместимость супругов зависит от сближения оснований для оценочных суждений, признания прав партнёра. Совместимость мужчины и женщины обусловлена согласованностью взглядов на способы достижения целей, на реализацию функций семьи. Важным является решение национальных различий.

Страницы: 1 2 


Семья как важнейший фактор в решении проблемы
Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [2, с.256]. Вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспри ...

Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте. Развитие эмоций и воли в онтогенезе.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоц ...

Нестандартные задания по математике, как средство развития творческой личности учащихся начальной школы
Модернизация образовательной отрасли "Математика" в контексте задач единого образовательного простора Украины на современном этапе ориентирована, в первую очередь, на обеспечение развития познавательных способностей школьников, алгоритмической культуры, умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, обосновыва ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru