Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
В этом параграфе будут рассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах.
Данные, полученные в исследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельности происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы. Так, если в процессе учебной деятельности не выявляется четко обозначенной структуры лидерства, то при исследовании той же студенческой группы в условиях внеучебной деятельности четко выявляются наиболее значимые лица.
Исследователь объясняет такое положение так:
1) учебная деятельность – ее цели, задачи, условия не предполагают наличие данной структуры, т. к. выдвижению лидера не способствует недостаточная конкретность образа цели, отдаленность перспективы, а также спокойное течение деятельности, очень слабо выраженные предпосылки проявления конфликтной ситуации;
2) в управленческой деятельности факультета конкретно проявляется достаточно выраженное совмещение функций руководителя и общего лидера.
Соответственно, все это не предполагает актуализации лидерских функций. Тогда как более глубокое исследование показало, что при возникновении конкретной ситуации возникают конкретные непосредственные цели и при осознании их группой важными лидерские функции становятся резко востребованными. Этот вывод представляется достаточно важным.
В зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых острота востребования проявления лидерских функций группы не однозначна. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в условиях, не создают предпосылок для актуализации лидерских функций и, соответственно, требований, предъявляемых членами группы к занятию социальной роли лидера [4, 7].
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс учебной деятельности не является благоприятной почвой для выделения лидеров из числа студентов в силу его равномерности и небольшого количества ситуаций, требующих от группы принятия волевых решений. В свою очередь, деятельность не связанная с процессом обучения предполагает постановку конкретных задач, что делает качества, присущие лидерам, необходимыми группе.
В работе Н.В. Беляковой систематизируются знания о структуре группы: «Всякая групповая структура, в том числе студенческая, представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы: выделяются группы наиболее популярных студентов (их условно называют «звездами»), достаточно уважаемых («предпочитаемые»), включенных в общение («принятые») и психологически изолированных студентов («аутсайдеры»). Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы» [4, 9]. Необходимо отметить, что степень уважения всей группы к тому или иному студенту определяет лидер группы и наиболее популярные студенты, создавая, таким образом, четко регламентированную закрытую систему с конкретными требованиями к членам группы и жесткими критериями вступления в нее (это особенно характерно для групп с четко выраженным лидером).
Нарушения
Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут приводить к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиники выделяют три формы нервно-психические расстройств: невростению, истерию и невроз навязчивых состояний.
Невростения может быть в ...
Эмоции и воля в структуре личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных ...
Этноцентризм
С точки зрения социальной психологии можно определить три основные линии исследования психологии классов:
· психологические особенности разных конкретных классов (работников, селян, буржуазии и т.д.);
· характеристика классовой психологии разных классов одной эпохи;
· соотношение классовой психологии и психологии отдельных членов кла ...