Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

Психология » Лидерские качества в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп » Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

В этом параграфе будут рассмотрены некоторые характерные социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах.

Данные, полученные в исследованиях Н.В. Беляковой, указывают на то, что при смене деятельности происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов группы. Так, если в процессе учебной деятельности не выявляется четко обозначенной структуры лидерства, то при исследовании той же студенческой группы в условиях внеучебной деятельности четко выявляются наиболее значимые лица.

Исследователь объясняет такое положение так:

1) учебная деятельность – ее цели, задачи, условия не предполагают наличие данной структуры, т. к. выдвижению лидера не способствует недостаточная конкретность образа цели, отдаленность перспективы, а также спокойное течение деятельности, очень слабо выраженные предпосылки проявления конфликтной ситуации;

2) в управленческой деятельности факультета конкретно проявляется достаточно выраженное совмещение функций руководителя и общего лидера.

Соответственно, все это не предполагает актуализации лидерских функций. Тогда как более глубокое исследование показало, что при возникновении конкретной ситуации возникают конкретные непосредственные цели и при осознании их группой важными лидерские функции становятся резко востребованными. Этот вывод представляется достаточно важным.

В зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых острота востребования проявления лидерских функций группы не однозначна. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в условиях, не создают предпосылок для актуализации лидерских функций и, соответственно, требований, предъявляемых членами группы к занятию социальной роли лидера [4, 7].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс учебной деятельности не является благоприятной почвой для выделения лидеров из числа студентов в силу его равномерности и небольшого количества ситуаций, требующих от группы принятия волевых решений. В свою очередь, деятельность не связанная с процессом обучения предполагает постановку конкретных задач, что делает качества, присущие лидерам, необходимыми группе.

В работе Н.В. Беляковой систематизируются знания о структуре группы: «Всякая групповая структура, в том числе студенческая, представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы: выделяются группы наиболее популярных студентов (их условно называют «звездами»), достаточно уважаемых («предпочитаемые»), включенных в общение («принятые») и психологически изолированных студентов («аутсайдеры»). Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы» [4, 9]. Необходимо отметить, что степень уважения всей группы к тому или иному студенту определяет лидер группы и наиболее популярные студенты, создавая, таким образом, четко регламентированную закрытую систему с конкретными требованиями к членам группы и жесткими критериями вступления в нее (это особенно характерно для групп с четко выраженным лидером).


Процедура работы с опросником и обработка информации
Опросник насчитывает 70 вопросов и позволяет оценить выраженность следующих четырех измерений личности (SP, SJ, NF и NT), а также принадлежность респондента к одному из 16 личностных типов. Помимо названия психологического портрета в опроснике выделяются показатели яркости. Яркость - это степень выраженности каждой составляющей психолог ...

Практические упражнения
ЗАДАНИЕ 1. Тест «Ведущая репрезентативная система» У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники м ...

Экспериментальная часть
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались: Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф. Бреслав и другие. На сегодня проблема эмоций умственно отсталых детей является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. П ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru