Введение
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие; конфликты, происходящие в коллективе, подразделяются на объективные и субъективные. В основе объективного конфликта — реальная проблема. В субъективном конфликте объект отсутствует, что затрудняет его решение.
Выделяют четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.
Конфликт можно рассматривать как непосредственное столкновение сторон и как развивающийся процесс, в котором выделяются четыре этапа.
На первом этапе вступают в противоречие интересы оппонентов, и определяется объект конфликта, т.е. создается конфликтная ситуация.
На втором этапе происходит инцидент, т.е. действие, обостряющее конфликтную ситуацию.
Третий этап характеризуется кризисом отношений между оппонентами. На этом этапе выделяются две фазы: конструктивная, на которой еще сохраняется возможность совместной деятельности оппонентов, и деструктивная, на которой сотрудничество между оппонентами уже невозможно.
На четвертом этапе конфликт завершается, т.е. устраняется причина, вызвавшая конфликт. На этом этапе крайне важно, чтобы объективный конфликт не трансформировался в субъективный.
Конфликты могут иметь функциональные и дисфункциональные последствия. Функциональные последствия для организации могут заключаться в том, что решение конфликта устраивает все стороны. В результате все чувствуют себя причастными к решению проблемы, совместно принятые решения охотно выполняются, оппоненты приобретают опыт сотрудничества. Улучшаются отношения между людьми, и они перестают рассматривать разногласия как «зло», которое всегда приводит к плохим последствиям.
Однако конфликт часто вызывает дисфункциональные последствия, которые мешают достижению целей организации. К таким последствиям относятся неудовлетворенность, плохое состояние духа работника, что обуславливает текучесть кадров, представление об оппоненте как «враге», сворачивание взаимоотношений между конфликтующими сторонами, придание большего значения «победе» в конфликте, чем реальной проблеме и т.п.
Для преодоления конфликта используются структурные и межличностные методы. К структурным методам относятся: разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений. Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
Рекомендации военным психологам и офицерам по профилактике и
выявлению лиц склонных к суициду
Внимательно относитесь к появлению у военнослужащих указанных признаков. Особенно, если они проявляются неоднократно.
Систематический изучайте морально-психологический климат коллектива, индивидуальные особенности военнослужащих.
Не считайте свое участие бесполезным, бессильным. Это не так. Каждый офицер, психолог способен оказать дей ...
Зубные постулаты"
Далеко не в последнюю очередь на рост зубиков будущего малыша (кстати, их закладка происходит уже на 5-6-й неделе беременности, а зубная эмаль начинает формироваться между 3-м и 6-м месяцем) влияет отношение женщины в интересном положении к собственным зубам.
Позволим себе напомнить простые, но необходимые для избежания проблем „зубные ...
Под контролем
При малейшем подозрении на развитие гемолитической болезни у плода будущей маме обеспечен постоянный медицинский контроль. В подобных обстоятельствах важно выбрать наиболее благоприятный момент для появления на свет ребенка. Нельзя допустить, чтобы роды произошли слишком рано или слишком поздно. И хотя все очень индивидуально, наиболее ...