Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного
поведения у мальчиков из полных и неполных семей. Феномен
агрессивности в психологииСтраница 8
Кроме того, научно обосновано существование связи между проявлением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье. Так, доказано, что если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства, ребенок начинает скрывать свой гнев в присутствии родителей, и вымещает его на более «слабые» объекты (младших детей, животных и т. п.). Попустительское отношение к ребенку, когда родители непоследовательны в своем отношении и требованиях к нему, мало уделяют малышу внимания, также приводит к появлению агрессивных черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение. Аналогичная причина проявления агрессии наблюдается и у детей, чьи родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать своему ребенку. Такие дети, помимо привлечения к себе внимания, используют агрессию для того, чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний. Ребенок чувствует, что при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что он всегда может начать капризничать или рассердиться на родителей, повлияв тем самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить игрушку, разрешить или не разрешить смотреть телевизор и т. п. Исходя из всего этого, следует, что для того, чтобы определить причины появления агрессивного поведения своего ребенка, необходимо, прежде всего, определить, а не сами ли мы провоцируем у ребенка подобное поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с малышом.
Огромное значение для формирования агрессивных проявлений имеет популярность ребенка в среде сверстников. В главе «Беспокойные школьные годы» мы с вами уже отмечали, что группы школьников отличаются своеобразным строением и иерархией отношений, что в этих группах дети могут быть «звездами», «предпочитаемыми», «пренебрегаемыми» и «отверженными». В младшем школьном возрасте для получения признания и популярности в детской группе особое значение имеют интеллектуальное развитие ребенка, его физическое развитие и сила (для мальчиков), привлекательный внешний вид и красивая одежда (для девочек), умение придумать и организовать какое-нибудь дело или игру. Если ребенок чувствует, что другие дети отвергают его и не признают его авторитет, что он не может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в классе или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские позиции, расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрессивное поведение может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми. Оно возникает в ситуациях общения с ними и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неудач.
Характерологические особенности агрессивных детей
1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости [15, с. 13].
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, опровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка, вызванное состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения, причинять ущерб окружающим.
Интеллект
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, вн ...
Профессионально-важные качества
сотрудников МВД
Требования к профессионально-важным качествам сотрудников МВД сформулированы в ряде законов Российской Федерации: Законе РСФСР "О милиции", Законе Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", Федеральном Законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральн ...
Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и
современные представления о групповом влиянии
Этот феномен получил в социальной психологии название феномена конформизма. Само слово конформизм означает в русском языке «приспособленчество». Так как в обыденной жизни понятие конформизм приобрело негативный оттенок, в социальной психологии чаще говорят не о конформизме, а о конформности, имя ввиду чисто психологическую характеристик ...