Профилактика самоубийствСтраница 2
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
• переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым;
• действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;
• переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
• чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;
• страх наказания, нежелание принести извинения;
• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;
• чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;
• желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
• сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.
Характеристики подростков с риском самоубийства:
1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.
2. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).
3. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.
4. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.
5. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.
6. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.
7. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.
Формы профилактики подростковой суицидности. Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:
• неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
• освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
• раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
• активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
• неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
• рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
• усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
• проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
• формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
• повышение стрессоустойчивости путем психологической
• подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
• психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.
Для осуществления этого перечня необходимо:
- повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;
- увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;
- создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона
- доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.
Основные понятия по теме позиции общения
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят ...
Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на
него социально-психологического тренинга
На первом этапе проводился анализ успеваемости в обучении обеих групп учеников, и проводилась методика «Корректурная проба» [Приложение 2] для исследования степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б».
На втором этапе проводился тренинг с тренинговой группой «А».
После проведенного ...
Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности
межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Когда ребенок приходит в школу, у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, у него появляются новые, связанные со школой обязанности.
Меняется и социальная ситуация развития, теперь она наз ...