Суицид как социальная проблема. Основные социологические понятия и подходы к проблеме
суицидаСтраница 2
Светские законы тоже были суровы к людям, прибегавшим к суициду. Это проявлялось, в частности, в том, что завещание, оставленное самоубийцей, после его смерти признавалось недействительным. Что создавало много проблем для наследников.
Единственная страна в мире, в которой добровольный уход из жизни не только не преследовался, а был окружен романтическим ореолом, — Япония. Достаточно вспомнить берущий начало в древности и сохранившийся в .неизменном виде до новейших времен ритуал харакири — вспарывания собственного живота самурайским мечом. В глазах японцев это смерть, достойная настоящего мужчины. Она воспета во множестве стихов, а в прозе запечатлена так подробно, что книга этого профиля могут служить самоучителем по харакири.
Не меньшего мужества требовало сознательное обрывание жизни стариками, которые покидали дом, чтобы не быть обузой для детей. Этот обычай существовал и в XX веке в бедных горных селениях Японии, откуда старики и старухи неверным шагом, на слабеющих ногах старались добрести до мест, куда никто не заглядывал. Там они и угасали без воды и пищи. Григорий Чхартишвили, не только знаменитый автор детективов, подписанных именем Бориса Акунина, но и авторитетный японист, пишет, что в этой стране есть гора Обасутэяма. В переводе это означает: "Гора, где оставляют бабушек". Милое название, хотя и жутковатое.
А разве меньшие драмы разыгрываются в трущобных домах российских городов, где забытые всеми тихо вымирают люди, всю жизнь трудившиеся на благо страны, которой уже нет, а в новой для них не нашлось места?
Как бы там ни было, статистика самоубийства в Японии, где его долго поэтизировали, все же ниже, чем в России, в которой основной причиной суицида во все времена было пьянство, кстати, тоже достойно отраженное в литературе. Как в жанре критического реализма, видевшего в нем страшное социальное зло, так и социалистического, исходившего из того, что советские люди вообще не пьют. Отчасти поэтому статистика суицида в СССР была тайной, охраняемой строже, чем ядерные секреты.
В конце нашего века интенсивность суицида нарастает, что обнаруживает не только существование индивидуально-личностных корней этого феномена, но и ставит проблему изучения усугубляющих явление массового самоубийства условий. При этом необходимо учитывать преобладание урбанистической культуры, нарастание экологического дискомфорта, подмену традиционных религиозных форм поведения человека нетрадиционными, а также "гипнотизм" масс-медиа во всех возможных формах проявления.
На протяжении почти уже двух веков интерес у философов и социологов вызывает ряд загадочных суицидальных констант, в числе которых преимущественно сознательный характер самонасилия, а также стабильность сопровождающих самоубийство асоциальных факторов, к которым относят время дня, пол, возраст и сезон совершения насильственного деяния. С того момента как измерение интенсивности суицида стало частью демографического знания, суицидологи различного толка вынуждены констатировать, что разные эпохи существования человечества имеют почти постоянный процент лишающих себя жизни. Э. Дюркгейм объясняет это тем, что каждое общество в известный исторический момент имеет определенную склонность к суициду. Интенсивность этой склонности измеряют обыкновенно отношением общей цифры добровольных смертей к населению без различия пола и возраста. Этот процент не только постоянен для долгого периода времени, но неизменность его оказывается еще большей чем та, которой обладают главные демографические явления. Таким образом, можно констатировать предрасположенность каждого общества к известному количеству добровольных смертей.
Современные медики и микробиологи, химики-органики, а также психиатры-практики пытались найти в человеческом организме "вещественное" подтверждение скрытой предрасположенности к самоубийству, они обнаружили специфику влияния на мозг человека понижения уровня содержания в нем серотонина в качестве своего рода "предсказателя" суицидального поведения. Однако сами исследователи были вынуждены констатировать, что на протяжении всей человеческой эволюции уровень серотонина поражает своими стабильными показателями. Понижение уровня его содержания в клетках мозга недостаточно для научного предсказания суицида, так же как и использование этого вещества в клинических целях по меньшей мере проблематично, ведь "успеха" добиваются, как правило, по мнению ученого, те самоубийцы, которые "заботливо планируют" самонасилие, а не импульсивно действующие личности с разбалансированной нервной системой. Поэтому серотонин может выступить в качестве "фактора риска", но не в состоянии кардинальным образом повлиять на раскрытие "печальных секретов" данного явления. В России традиционно самоубийства, осуждаемые православием, были редким явлением. В деревнях они встречались еще реже, чем в городах. В постперестроечной России положение резко изменилось. Анализ рис. 27 наглядно показывает, что уровень смертности от суицида в городе ниже, чем в селе, а число самоубийств в 90-х гг. резко увеличилось. По критериям Всемирной организации здравоохранения уровень свыше 20 суицидов на 100 тыс. населения считается высоким. В России к середине 90-х гг. этот "высокий уровень" был превзойден более чем в 2 раза.
Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
Психическое развитие в дошкольном возрасте. Личностное развитие: Кризис 3-х лет - отдел р-ка от взрослого - предпосылки для возник новой соц сит развития. Р-к сам способен удовлетвор свои потреб и желания и хочет д-ть сам. Потреб участвовать в жизни взрослых, подражать. Взрослый - носить соц. ролей. ПЧ - ребенок хочет активно входить в ...
Основные процессы научения через наблюдение
Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение главным образом через его информативную функцию [Bandura, 1986]. То есть во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующег ...
Научение через моделирование
Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы нау ...